Правильно выбранная стратегия похода позволяет максимально полно реализовать возможности физического и духовного развития всех участников похода.
Одной из важнейших составляющих стратегии является грамотно разработанный маршрут. Маршрут похода должен обеспечивать оптимальную физическую нагрузку, он должен быть максимально насыщен различными, по характеру и сложности, естествен-ными препятствиями (перевалы, броды) и объектами (горы, озёра), и одновременно с этим маршрут должен соответствовать требованиям по категории сложности.
Наиболее часто мы используем схему маршрута, состоящую из трёх этапов.
Первый этап характеризуется пониженными (65-75%) нагрузками, для походов в горах первые дни проходят в предгорье (подход, стоянки в низовьях долин, радиальные выходы). Это позволяет более плавно адаптироваться к изменившемуся режиму физических нагрузок. Также первые дни похода дают возможность до начала основной части увидеть всех уча-стников непосредственно в действии и если кто-то не успевает адаптироваться есть воз-можность частично компенсировать недоадаптацию путём снижения массы рюкзака за счёт перераспределением части снаряжения среди участников, этот способ становится всё менее желательным и возможным с повышением категории сложности похода, следова-тельно с повышением категории должен увеличиваться адаптационно-акклиматизационный период.
Второй этап – основная часть похода. На эту часть похода приходится большая часть нагрузки и главные, технически сложные участки маршрута. Подготовке этой части маршрута следует уделить особое внимание. Должно быть предусмотрено такое количе-ство запасных и аварийных вариантов, которое позволит не только выполнить маршрут в случае неблагоприятных погодных условий, но и в случае чрезвычайной ситуации эва-куировать пострадавшего.
Особенностью Третьего, заключительного этапа является то что у участников груп-пы возникает подсознательное чувство того что поход закончен и в совокупности с нако-пившейся усталостью это приводит к тому что притупляется внимание, в решениях про-является большая склонность к риску, вследствие чего повышается вероятность возникно-вения внештатных ситуаций и конфликтов. Для того чтобы снизить влияние этого фактора следует при разработке маршрута на последние дни планировать не очень сложные, но максимально «яркие» участки. Также огромную роль играет предпоходная психологиче-ская подготовка, она не только позволяет снизить конфликтность участников, но и на по-рядки снизить накопление усталости.