Мы кружимся по жизни, не по кругу,
Мы движемся по тоненькой спирали,
Мы снова возвращаемся друг к другу,
Но только не такими, как нас знали.
…Все мы постепенно меняемся. К добру ли, к худу – но это так. Наверное, пока мы были маленькими и глупенькими, менялись не мы – а меняли нас – обстоятельства, люди, прочитанные книги. Потом постепенно появился некий внутренний стержень, устойчивая личность – появился свой взгляд на мир, на себя, на других. Своё отношение к обстоятельствам. Своё видение жизненного пути. Мы чаще стали выбирать, что читать – какие определённые темы стали интересны, какие-то – наоборот. В общении с другими людьми мы стали выбирать свой подход, свой стиль. Определили свою роль в решении тех или иных групповых вопросов, заняли свою ступеньку в социальной структуре. Теперь происходящее вокруг нас добавляет новый опыт, но, вероятнее всего, не так много меняет в поведении (конечно, имеется в виду не адаптация к изменившимся ситуациям).
Когда мы становимся старшими (или чуть позднее), у нас уже есть некоторое мировоззрение, некая парадигма. К мировоззрению можно отнести и я-концепцию, и я-идеал, и образ мира, и этические убеждения. Но само мировоззрение является не просто суммой этих понятий, но системой, дающей устойчивость личности и рождающее мотивацию к действию.
Представим такой пример: у Васи есть 8 часов свободного времени. У него нет текущих дел, срочных вызовов, потенциальных звонков. Ему не надо писать диплом, гулять с собакой. Он совершенно свободен в эти 8 часов. Понаблюдав за Васей в течении этого времени, мы, возможно, узнаем о нём больше, чем если бы мы год учились с ним в одном классе или выступали на научных конференциях. Что он сделает за эти 8 часов? Нажрётся как свинья или побежит марафон? Будет читать Шекспира в подлиннике или подожжёт соседскую дверь? Возьмёт паяльник и, наконец, починит сгоревший процессор или испечёт бабушке пироги? Здесь хорошо попробовать подумать об абстрактном Васе с точки зрения социальной. Мы ведём в Клубе социальную жизнь, и всякое наше появление в Клубе – это появление члена группы в собственно группе. Но в группе, хотим мы того или нет, существует наше социальное положение (хотя бы старший-младший), наш социальный ярлык (специалист по постановкам или шут гороховый) – неважно, что именно, но это некоторая маска, ожидания со стороны группы плюс закрытость плюс ещё куча всего.
Поэтому я утверждаю, что у нас есть 3 потенциальных возможности узнать человека с мировоззренческой позиции:
- посмотреть, что он делает в «свободном» состоянии – эти действия являются следствием некоторой внутренней мотивации, мерой выраженности самоактуализации или, если хотите, конкретным следствием жизненного стиля. Минусом этого способа является этическая сторона. Нехорошо подглядывать за человеком, если он об этом не знает (да-да, господа вуайеристы, а что вы думали ;), а если мы будем подглядывать (или просто придём в гости), то, вероятно, поведение человека изменится. (Он угостит чаем с пшеничными хлебцами, рассуждая о здоровом питании, а, закрыв за вами дверь, будет есть жареную селёдку с вермишелью).
- поместить человека в экстремальные условия, в которых, как считает тов. Лебедев, а также подтверждает наш непосредственный опыт, социальные маски «слезают», обнажая суровую действительность. Впрочем, минус этого метода заключается в том, что категорийные походы так или иначе помещают нас в изменённое состояние сознания – и наблюдаемого, и наблюдателя. Поэтому здесь мы можем проверить, в основном, только устойчивость жизненных позиций
- третья возможность – это личностное общение, а также, отчасти, такое опосредованное общение, как литературные произведения (и прочие воплощения творческой активности). При личностном общении (на близкой дистанции, неформальном и искреннем), особенно регулярном, наиболее ясно становится видна вербализуемая часть мировоззрения. Да-да, вербализуемая. Потому что мировоззрение – это не есть чёткий набор правил (помните «правила добра»?), а также синтез образов, неявных мыслей, интуиции и ещё чёрт знает чего, что прекрасно осознаётся левым полушарием, но может быть выражено только правым (а у него со словами плохо… Максимум – стихи).
К какому же выводу можно придти исходя их этих трёх пунктов? Сложно сказать, я не для конкретных выводов их писал. Но могу сделать один из выводов, что созданная в Клубе атмосфера и система ценностей благоприятна для познания мировоззрений других людей.
Мне не хотелось бы останавливаться на вопросе, зачем нужно (именно нужно) понять мировоззрение другого. Если мы хотим не только того, чтобы наша деятельность в Клубе была успешной, но и более успешной была деятельность Клуба в целом, то единение должно достигаться, согласно принципам системного мышления, не только на пространственном (мы все вместе! Ура!) уровне, а не только на эмоциональном (групповые пиковые переживания), и даже не на интеллектуальном (это почему-то бывает редко… а жаль…), а и на смысловом уровне. Но что значит «смысловой уровень»? Это ответ на вопрос «зачем?». А этот ответ предполагает некую временную перспективу, видение дальнейшего пути. Но групповой совместный путь невозможен, если все идут в разных направлениях. А направление одного конкретного человека – это как раз следствие его мировоззрения. Соответственно, этот самый цементирующий принцип должен лежать в основе всего. Но, боже мой, как далеко от этих слов до дела… И ведь невозможно заставить никого ни раскрыть свой мировоззрение (вот вам и «вещи в себе»), ни познать чужое – это дело сугубо добровольное, а потому зависящее опять же от мировоззрения. Замкнутый круг?..
Хотелось бы верить, что нет. Из замкнутого круга всегда есть выход, надо лишь делать хоть что-нибудь.
Взгляните на картинку. Не правда ли, знакомо? В. А. Рисовал её уже неоднократно. Для единения (ведь того самого, смыслового, мировоззренческого!) необходима «идеальная картинка». А где её взять? Известно где, из сокровищниц мировой культуры. Но здесь возникает следующий вопрос, уже не для этого эссе: а что делать, если за долгие годы в Клубе у кого-то выработалась защита, ведь формально говоря, «одно и то же»… Оставляю этот вопрос в качестве темы для медитации.
Но и это не единственная проблема. Известно ведь, что человек – это, во-первых, скотина общественная, а, во-вторых, ко всему адаптируется. А что делать, если мировоззрение «не тянет». Или «тянет», но не туда? Разумеется, это легко решается с помощью социальной мимикрии. Как приятно взглянуть перед Кольским или в воднике на светлые возвышенные лица, говорящие о высоких вещах. Казалось бы, вот оно – ещё шаг, и мы станем соратниками, наступит мировоззренческое единение. Однако… Один поход прошёл, другой – мы меняемся, но не так быстро, как хотелось бы. Почему? Вернулись их похода – и – у-у-ух! – прямо в жизнь. Социальное окружение откусывает от нас по чуть-чуть, но постоянно – и – глядишь – месяц прошёл – и остался один скелет. Говорят, 20 голодных свиней за 4 часа могут съесть тело человека полностью. Вместе с костями. То, что нас окружает в городе похоже именно на свинарник. Как только мы покажемся ему трупом, съедят и спасибо не скажут. Или – ещё хуже – мировоззрение-то есть, но мы чуть-чуть приврали. Приехали из похода, сняли нимб, крылышки – и в подворотню к Васе, у которого тоже время свободное есть. Социальная мимикрия. Вот.
Но не всё же так плохо. Есть же кто-то, для кого эти недостатки не актуальны (надеюсь, что и ты, мой дорогой читатель, относишься к ним ;). Однако, опять же, мы – люди социальные. Допустим, мы возвращаемся из похода. И было там идеальное единение, и хочется теперь идти вместе со всеми дальше… Приходим в Клуб – а там – ба-бах! – половина людей расстреляна из крупнокалиберного пулемёта самой жизнью. Всеми вариантами, что описаны в «точке метаморфоза». И все твои наблюдения о мировоззрении пополняются новыми данными… Но общались мы не со всеми, а оба вида наблюдения дают негативный прогноз о возможности мировоззренческого единения. И строим всё снова… По спирали, совершая небольшой подъём за каждый виток. Вот только… Голова кружится, вы не находите?...
Неужто и в другом тысячелетьи
Мы в лес легко войдем и над оврагом
В другое время, но на том же месте
У тихого ручья поставим лагерь…