Оценка личностных изменений школьников, занимающихся по программам Экспериментальных площадок туристского отдела ДДЮТ-1 Центрального района

Оглавление

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ВОЗРАСТ И СПЕЦИФИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
  3. ЛИЧНОСТЬ И ПОХОД
  4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ГРУППАМ
  5. ВЛИЯНИЕ ГРУППОВЫХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
  6. Групповая атмосфера
    Большая группа
    Информационная насыщенность
    Влияние групповых ценностей
    Сенсорная депривация
    Нейтрализация стороннего влияния
    Природа
    Тренинги
    Видеосъёмка
    Музыкальное сопровождение
    Эффект новизны
    Стимуляция личностного роста и самоактуализации

  7. ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЛИЧНОСТЬ
  8. Первая группа
    Вторая группа
    Третья группа
    Методы оценки

  9. УСТОЙЧИВОСТЬ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
  10. Позитивные факторы
    Негативные факторы

  11. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ
  12. Творчество
    Свобода
    Любовь

  13. ЗАНЯТИЯ В ПОХОДЕ
  14. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПОХОДЕ

    Планирование занятий
    Общий план занятий
    Структура занятия
    Предпоходная подготовка

 

Введение

Экспериментальная площадка «Воспитание личности и туризм» была зарегистрирована в ЦРС ДОД Мин. Обр. РФ в 1996-2000 гг. и продлена на 2000-2001 гг. Экспериментальная площадка «Реализация гуманистического подхода в воспитании и дополнительном образовании детей (в процессе туристско-краеведческой деятельности)» зарегистрирована в ГУДО ЦДЮТиК на 2001-2005 гг. Экспериментальная площадка «Реализация личностно-ориентированного подхода в дополнительном образовании детей (на примере детско-юношеского туризма)» зарегистрирована в ЦРС ДОД Мин. Обр. РФ на 2001-2005 гг.

Основной целью Экспериментальных площадок является помощь подросткам в обретении основных ценностных жизненных ориентиров, нахождении и укреплении собственной личности, смещении оценки собственной личности с внешней оценки на самооценку, построение собственной «сердцевины» жизни и собственно жизни по ней, а также, как следствие, обретение иммунитета к негативным влияниям общества (таким, как курение, наркотики и пр.). Поставленные цели достигаются с помощью актуализирования высших бытийных ценностей путём сбалансированного информационно-эмоционального воздействия на сложившуюся под общественным влиянием систему ценностей и социально-поведенческих ролей в условиях туристского похода.

К сожалению, в последнее время ухудшается положение учащихся старших классов. Многие учителя и исследователи проблемы отмечают, что возрастает уровень немотивированной агрессивности, эгоцентризма, синдрома дефицита внимания (СДВ), снижается уровень культурного развития школьников. Пропадает интерес к учёбе и к собственной жизни, но зато пробуждается тяга к уличным компаниям, бесцельному времяпрепровождению, курению, алкоголю и сексу. Основным мотивом жизни становится стремление к удовольствию. Анализ причин, по которым это происходит, выходит за рамки данной статьи, но хочется отметить, что немалый вклад в текущее положение дел вносят развитие СМИ и Интернета в сторону "центра развлечений". Зачастую подросткам (особенно из самых обычных, "средних" школ) даже не приходит в голову попробовать найти альтернативу, другой путь в жизни.

Школьники, занимающиеся в кружках в рамках Экспериментальных площадок (программы «Юные туристы», «Подготовка туристов-школьников», «Шестое чувство»), получают возможность приобрести лидерские, коммуникативные навыки, умение адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям, испытывать удовольствие от физических нагрузок, общения с природой и интересными людьми, а также получить оздоровительный эффект от занятий туризмом.

За период действия Экспериментальной площадки создан фонд методических, видео- и аудиоматериалов, а также накоплена библиотека научной, художественной и методической литературы.

Возраст и специфика обучающихся

По программе Экспериментальной площадки занимается около 540 учащихся седьмых-одиннадцатых классов следующих школ Центрального района города Санкт-Петербурга: 153, 163, 167, 168, 174, 181, 189, 193, 197, 209, 214, 220, 222, 239, 294, 309, 320, 321, 612, 636. Программа реализуется на базе туристского отдела ДДЮТ-1 Центрального района г. Санкт-Петербурга, в отделе работает 23 педагога.

Как правило, занимающиеся первый год – седьмые-восьмые классы – проходят теоретическую и практическую подготовку в кружках, которые проводят занятия непосредственно в школах и действуют в рамках Экспериментальной площадки по программе «Юные туристы» или «Подготовка туристов-школьников». Школьники совершают также одно-двухдневные выезды 2-4 раза в месяц. Занятия в школах проводятся один раз в неделю 2 академических часа.

Учащиеся второго и последующих годов обучения – девятые-одиннадцатые классы – занимаются в кружках по программе подготовки младших инструкторов с коррекцией личностного развития, а также посещают занятия, проводящиеся в помещении туристского отдела 3 раза в неделю 2-3 академических часа.

В течение года проводится 25 выездов на субботу-воскресенье (с ночёвкой), 2 пеших похода по Лен. области (на осенних школьных каникулах – 6 дней, во 2-ю – 3-ю неделю июня – 7 дней, 3 степень сложности), 1 лыжный поход по Лен. области (на зимних школьных каникулах, 7-8 дней, I категория сложности), 1 лыжный поход по Кольскому полуострову (на весенних школьных каникулах, 8-15 дней, II-III категории сложности), 1 водный поход (водный экспериментальный лагерь, начало июля, 19-25 дней, 3 степень сложности), 1 пеший поход по Кольскому полуострову (методический поход – для работников объединения и занимающихся 3 и более лет, 12-14 дней, I категория сложности), 1 пеший поход с радиальными выходами на скальный массив (3-я неделя июня, Лен. область, 3-5 дней, 2 степень сложности).

В любом походе ежедневно проводятся теоретические и практические занятия, служащие для помощи участникам в обретении основных ценностных жизненных ориентиров, создании собственной системы ценностей, соотносимой с бытийными ценностями, обретения основных коммуникативных и лидерских качеств, без которых немыслима какая бы то ни было адаптация в современном обществе.

Подавляющее число одиннадцатиклассников поступают в высшие учебные заведения и в дальнейшем участвуют в работе Экспериментальной площадки. Все 23 работника туристского отдела Дома Детского и Юношеского творчества №1 Центрального района проходили обучение по программе Экспериментальной площадки и теперь активно участвуют в ее дальнейшей реализации и расширении.

Так как отдел туризма Дома Детского и Юношеского Творчества №1 не имеет постоянного (и своевременного) финансирования, организация многодневных походов, без которых немыслима педагогическая личностно-ориентированная деятельность площадки, сопряжена с некоторыми трудностями – до 40% учащихся 8-11 классов испытывают материальные затруднения либо имеют неблагополучную обстановку дома.

Личность и поход

Классификация по группам

Школьников, занимающихся в кружках на базе Экспериментальных площадок, условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа – в основном, 7-8 класс (или 1-й год обучения). Характеризуется повышенной степенью эгоистического мировосприятия. Наиболее акцентуированными являются базовые потребности. Часто наблюдается стремление к новизне и физической активности. Обычно, основная мотивация к занятиям в объединении – эффект новизны и наличие интересных людей. Поэтому первоочередная задача педагогов при работе с представителями данной группы заключается в создании внутренней мотивации к личностному росту, а также переориентация на более высокие – социальные и метапотребности, главным образом – потребность в личностном общении, в принадлежности к группе, потребность в личностно-значимой информации.

Эффект же новизны как внешняя мотивация не может служить длительное время стимулом к продолжению занятий и сохраняется от 3 до 6 месяцев. К сожалению, социальные установки и последствия бытовых неурядиц и городских стрессов являются причиной возникновения психологических защит, на преодоление которых тратятся значительные усилия и которые мешают адаптации представителей данной группы к новым для них условиям.

Вторая группа – приблизительно, 8-10 класс (или 2-й и 3-й года обучения). Характеризуется значительно большими альтруистическими склонностями. Наиболее акцентуированы социальные потребности – потребность в общении, в сопереживании. На этом этапе возникает осознание ценности другого человека как личности. Являются носителями базовых групповых ценностей выступают в роли играющих тренеров на вечерних занятиях, а также на занятиях в школах с новичками.

Третья группа – 9-11 классы (3-4-й года обучения). Характеризуются возникновением активной жизненной позиции, смещением интересов в область метапотребностей. Как правило, уже наличествует начало процесса самоактуализации, выражающееся в развитии креативных способностей, а также развитии индивидуальных черт личности. Активно проявляются лидерские и организаторские качества. Представители этой группы оказывают существенное влияние на групповые процессы, а также могут самостоятельно проводить диагностику наиболее характерных групповых процессов. К концу третьего года обучения возрастает информационно-поисковая активность, возникает стремление самостоятельно нащупать ответ на насущные вопросы в художественной литературе и музыкальных произведениях, желание построить собственную картину мира. В этом возрасте занимающиеся уже вполне владеют основами психотерапевтической деятельности и могут оказывать помощь такого рода в случае необходимости. Также третья группа уже активно помогает педагогам, проводящим занятия туристского кружка на базе Экспериментальной площадки.

Приведённая классификация по группам условна и используется в тексте данной статьи для удобства. В реальности это деление на группы не имеет чётких границ и лишь приблизительно соотносится с годом обучения по программе Экспериментальной площадки. Представители первой группы называются "новички". Им соответствуют школьники с возрастом 13-15 лет (девочки – 12-14 лет). В терминах теории клубных обьединений соответствуют термину "аура" – непостоянный состав, заинтересованный деятельностью лишь отчасти, несмотивированный к деятельности в группе. Вторая группа – "средний состав" (возраст: мальчики – 15-17 лет, девочки – 14-16 лет). Приблизительно соотносится с понятием "участник" – рядовые участники группы. Третья группа – "старший состав" (возраст 17-18 лет). Соотносится с понятием "активный участник" и, отчасти с понятием "ядро" – центральные, наиболее активные носители групповых ценностей и идей.

Также существует четвёртая группа, опущенная в данной статье – это те люди, которые уже не учатся в школе и поступили в ВУЗы либо окончили их. Большая часть из них является студентами и работает на базе Дома Детского и Юношеского Творчества №1 Центрального района г. Санкт-Петербурга.

Влияние групповых и внешних факторов

Групповая атмосфера

Создаваемая в многодневном походе специфическая групповая атмосфера оказывает преимущественно положительное влияние на участников. Особенно сильно оно проявляется у представителей первой группы. Такие безусловные групповые ценности, как общая эмоциональная "теплота", помогающие отношения и безоценочное восприятие способствуют снижению уровня тревожности, ликвидации негативных социальных ролей и психологических защит и актуализируют самораскрытие, проявление индивидуальности и, как следствие, личностному росту участников. Кроме того, в атмосфере доверительного и тёплого общения возможна индивидуальная работа с конкретным человеком (исходя уже из его особенностей) по устранению разного рода проблем и конфликтов, неминуемо сопровождающих процесс становления личности. Школьники, занимающиеся более трёх лет уже имеют достаточный опят подобного рода взаимодействия с людьми.

Проявляющийся в условиях психической и физической нагрузки эффект "наполнения эмоционального котла" приводит к спонтанному усилению чувства единения людей. Это своего рода пиковое переживание , способствующее самоактуализации отдельных людей, а также становлению устойчивой и благоприятной психологической атмосферы группы в целом.

Наиболее важные изменения, происходящие под воздействием психологического климата группы проявляются следующим образом: в первой группе занимающихся – самораскрытие, осознание личных проблем, снижение общего уровня эгоистичности и эгоцентричности, закрепление базовых групповых норм и ценностей на подсознательном уровне. Во второй группе – разрешение внутренних конфликтов, связанных с перестройкой системы ценностей и мировоззрения, тренинг уверенности в себе и своих возможностях, становление коммуникативных навыков. В третьей группе наиболее актуальным является возможность помощи другим людям, используя полученные ранее знания, умения и опыт активной работы, а также возможность управления групповыми процессами .

Большая группа

Немаловажным фактором является и величина группы. Как правило, её размер колеблется в пределах от 13-15 человек (Кольский п-ов, весенние школьные каникулы) до 50-70 человек (практически все остальные походы). Эффект "большой группы" способствует для новичков более успешной адаптации в новых и непривычных для них условиях; также возникающий на занятиях эффект массового присутствия положительным образом сказывается на работе и осмыслении полученного материала. А для представителей первой группы ещё одним немаловажным следствием участия в большой группе является б?льшая свобода в общении – значительно проще выбирать собеседника по "своему вкусу" (разумеется, это важно только, пока коммуникативные навыки не получили должного развития).

Информационная насыщенность

Длительное существование изолированной группы невозможно без информационной насыщенности . При этом информация должна быть для человека личностно-значимой либо интересной, а, по возможности, объединять оба этих требования. (В первом случае присутствует мотивация внутренняя, во втором – внешняя). Получение информации первого рода в достаточном объёме обеспечивается с помощью вечерних занятий, тренингов а также общения; информация же второго рода – это различные юмористические постановки и КВНы, тренинги креативности. Уровень научно-популярной информации подбирается таким образом, чтобы быть немного более сложным для восприятия – так стимулируется дополнительный познавательный интерес. Также некоторое количество информации предполагает чисто образное восприятие (художественные произведения, музыкальные произведения). Часто, учитывая специфику мышления школьников 8-9 классов, используется метод противопоставления.

Наиболее важные изменения, происходящие в первой группе участников – это осознание возможности и необходимости личных изменений, переосмысление личного опыта и поступков, закрепление групповых норм и ценностей на сознательном уровне, стимуляция критического мышления. Во второй и третьей группах – осознание направления и методов дальнейшего самосовершенствования, а также накопление теоретической базы. Третья – создание теоретической базы, на основе которой можно проводить индивидуальную психотерапию, а также становление цельной личности, целостного мировосприятия.

Влияние групповых ценностей

В группе на уровне норм заданы такие важные аспекты человеческого отношения с себе, людям и миру, как альтруизм, активная поддержка помогающих отношений, неоскорбительная коммуникация, право на обратную связь и прочие соответствующие понятию "здоровое общество" нормы поведения и ценности. С одной стороны, это существенно облегчает адаптацию новичков в группе, а с другой стороны создаёт дополнительную возможность мотивации (Имеется в виду формальное право указать участнику на несоблюдение элементарных групповых норм. Как правило, аргументация такого рода воспринимается лучше, нежели простое упоминание о том, что "надо себя хорошо вести").

Первичная адаптация к групповым нормам уже создаёт предпосылки к дальнейшему развитию личности, а также к сопротивлению человека негативным общественным влияниям.

Сенсорная депривация

Несмотря на информационную насыщенность похода, некоторый аспект сенсорной депривации всё-таки присутствует. Дело в том, что событийный план похода сравнительно беден яркими впечатлениями. Особенно это касается многодневных походов по Ленинградской области. Достаточно длинные переходы, причём порой в силу специфики движения по маршруту – движение колонной – дают возможность человеку остаться наедине с собой, обдумать и оценить свои действия, поступки, мысли, а также проанализировать полученную на занятиях информацию. Такого рода вынужденная изоляция от группы усиливает осознание ценности человеческого общения, а также в некоторой мере способствует самоанализу и самоосознанию.

Сенсорный голод стимулирует интерес к информации, получаемой на занятиях в походе, а также способствует отказу от эгоцентрического мировосприятия. В особенности это касается второй-третьей групп участников. Представителям первой группы же свойственна в некоторой степени концентрация внимания на себе; впрочем из-за влияния эффекта новизны сенсорная депривация для первой группы не слишком актуальна – слишком велик объём новых впечатлений.

Нейтрализация стороннего влияния

Избавление от влияния общества действует позитивно на многих участников похода. Временный уход от школьных и домашних проблем и неурядиц создаёт если не чувство свободы и защищённости, то, по крайней мере, ликвидирует дистрессы, полученные в городской среде. Соответствие группы многим аспектам здорового общества, выведенных ещё Фроммом, субьективно выражается как нежелание возвращаться в город, а также, уже в городских условиях, стремление к встречам и общению, а также как интерес к продолжению занятий.

Кроме того большую роль играет ещё и продолжительность походов. Так, средняя суммарная продолжительность всех походов за год составляет 83 суток (почти четверть года). В сложных многодневных походах терапевтический эффект выражается значительно сильнее и является более устойчивым. Такие походы субьективно воспринимаются, как более "яркие", "запоминающиеся", "интересные", "много изменяющие" и т. п.

Природа

Также немаловажным фактором, влияющим на формирование системы ценностей, является природа. Помимо чисто оздоровительного эффекта и улучшения самочувствия, а также усиления чувства сплочённости, возникающем при преодолении естественных природных (как правило, плохих погодных условий) препятствий, общение и единение с природой, испытываемое практически всеми в отдельные моменты похода, способствует целостному восприятию мира, отождествлению себя с природой и во многом нейтрализует эгоцентрическое восприятие мира.

Тренинги

В походе и на занятиях в городе регулярно проводятся специальные тренинги, способствующие самораскрытию, развитию коммуникативных качеств и креативности (творческости). Помимо своей непосредственной задачи, тренинги и психотехнические игры вызывают у занимающихся сильные положительные эмоции, создают внутреннюю мотивацию к продолжнеию занятий, а также к становлению активной жизненной позиции.

Видеосъёмка

Достаточно позитивно на занимающихся первый-третий год влияет наличие в походах видеокамеры (все проводимые походные мероприятия и слёты школ в обязательном порядке фиксируются на видео). По сложившейся традиции, после похода создаются видеофильмы с использованием материала, отснятого в походе. К созданию фильмов активно подключаются сами ребята – как в процесс съёмок, так и в процесс монтажа. Кроме того, родители, посмотрев записи, охотнее позволяют детям посещать многодневные походы.

Музыкальное сопровождение

Помимо создания информационно насыщенной атмосферы, особое внимание уделяется музыкальному сопровождению. Правильно подобранные музыкальные композиции, вступая в резонанс с эмоциональным состоянием членов группы, способствуют снижению психологической и физической усталости, накапливающихся в походных условиях, а также помогают настроиться на предстоящую работу, будь то утренняя разминка перед дневными физическими нагрузками или подготовка к серьёзной работе на вечернем занятии, а также способствует наполнению группового "эмоционального котла".

Музыка является важным инструментом стабилизации групповой атмосферы и создаёт эффект тренинга сенситивности. Кроме того, умение не только слушать, но и слышать музыкальный фон способствует также развитию способностей эмпатического воспринимания людей.

Особенно ярко терапевтический эффект музыки наблюдается, когда представители первой группы, которым зачастую не хватает внимания к окружающему миру, начинают обращать внимание и на серьёзные музыкальные произведения. Часто при этом наблюдается снижение общего уровня тревожности и агрессивности.

Эффект новизны

Для представителей первой группы особенно актуальным является такой фактор, как эффект новизны. Интерес к новой обстановке, опыту отношений и природе значительно активизируют познавательную деятельность. В большей степени проявляется открытость новому опыту. Также немаловажную роль играет отличие от формы школьного преподавания – нет "аллергии" на форму подачи материала.

Для новичков весьма эффективным с точки зрения адаптации является неформальное общение с другими представителями группы, каковое практически отсутствует в школе. Подобного рода общение зачастую является самым сильным первоначальным впечатлением, так как редко содержится в имеющемся опыте.

Стимуляция личностного роста и самоактуализации

У третьей группы обучающихся одной из актуальнейших потребностей является потребность в личностном росте, а также в качественном общении. В силу того, что обстановка практически во всех учебных заведениях мало соответствует понятию "здоровое общество", то и возможность самоактуализации там значительно снижена. Поэтому единственным местом, где можно реализовать свои потребности, остаются занятия в кружках Экспериментальной пощадки.

На уровне групповых норм закреплено положение о том, что социальный статус в группе определяется лишь личностной активностью человека (именно личностной, а не личной), степенью соответствия его групповому идеалу, и степенью реализации лидерских качеств. (Под групповым идеалом в данном случае подразумевается определённый комплекс личностных качеств, способностей, считающийся оптимальным с точки зрения возможности реализации членом группы групповых задач. Как именно выглядит групповой идеал, задаётся групповой системой ценностей, правил и норм). В силу того, что рано или поздно все участники проходят через принадлежность ко второй группе, одной из особенностей которой является стремление к социальному росту, вышеперечисленные качества обычно наличествуют уже к концу второго года обучения.

Необходимо отметить, что увеличение социального статуса в данном случае предполагает скорее увеличение числа обязанностей, чем прав. В основном, обязанности связаны со взятием на себя ответственности. Также высокий социальный статус в туристских группах Экспериментальной площадки предполагает участие в принятии групповых решений (а в условиях походов, тем более многодневных, это более чем необходимо).

Таким образом, можно считать, что если представителями первой-второй групп в данном вопросе движет внешняя мотивация (стремление занять "достойное место" в обществе), то в дальнейшем – внутренняя, связанная с устойчивыми изменениями системы ценностей.

Общее влияние групповых процессов на личность

В общем, можно сказать, что все аспекты групповой деятельности и все групповые факторы положительно сказываются на процессе развития личности и увеличивают степень самоидентификации, а также способствуют тренингу важных умений и навыков.

Рассмотрим подробнее влияние групповых процессов на различные группы занимающихся.

Первая группа

Основные изменения, связанные с первой группой (первый год обучения) – это социальная реадаптация. В силу того, что групповые ценности и нормы, принятые в туристских группах Экспериментальной площадки, радикальным образом отличаются от принятых в школе и в семье, занимающиеся переживают конфликт ценностей. И степень негативной окрашенности подобного рода конфликтов, и продолжительность находятся в прямой зависимости от эмоциональной открытости человека, от готовности к изменениям и от способности к саморефлексии.

Примерно через 4 – 6 месяцев занятий по программе Экспериментальной площадки начинает наблюдаться устойчивое изменение восприятия мира в сторону альтрустического. Связано это главным образом с принятием групповых норм – так, заложенное в них эффективное личностное общение предполагает, в частности, такие аспекты, как "умение встать на место собеседника" (эмпатическое восприятие), "равенство позиций" (отсутствие неконструктивных ролей и сценариев поведения) и т. п. Преодолевается важный психологический барьер – теперь занимающийся понимает, что, помимо него, существуют и другие люди, также обладающие личностными свойствами и зачастую сходными проблемами. Возникает желание познавать не только себя, но и других – потребность в общении.

Также, примерно в этом возрасте, происходит изменение части системы ценностей, связанной с базовыми (физиологическими) потребностями – едой, сном, тягой к физическому комфорту. Эти потребности из разряда абсолютно необходимых (с психологической точки зрения, разумеется) переходят в разряд желательных, но не обязательных. Наличие в опыте переживаний состояний эмоционального (а позднее – и интеллектуального) комфорта выходит на первый план. Разумеется, однозначной и окончательной перестройки системы ценностей ещё не происходит – это длительный процесс, который продолжается в течение нескольких лет, но вопрос об изменении жизненной парадигмы уже начинает осознаваться.

Процесс изменения акцентуированности потребностей с базовых на социальные во многом определяется тем обстоятельством, что человек как личность становится членом группы, неотделимой её частью. При этом, если для человека базовыми потребностями являются именно физиологические, то для группы в целом – социально-коммуникативные. Физиологические потребности с точки зрения группового процесса имеют мало смысла, равно как и внешние факторы (например, погодные факторы оказывают определённое влияние на группу, но оно не является решающим). Поэтому изменения в системе ценностей происходят даже при пассивной адаптации, когда никаких осознанных действия участником группы не предпринимается.

Изменения, происходящие у представителей второй группы, связаны со становлением внутренней мотивации. Ко второму году обучения эффект новизны значительно снижается. Для дальнейшего обучения необходимо своевременное создание внутренней мотивации для человека.

Вторая группа

Ко второму году обучения школьникам становится ясно, что мало обладать инструментарием (навыками той или иной работы), необходимо применение полученных знаний на практике. Обычная характерная черта этих занимающихся – нежелание (и невозможность) быть просто участником похода, потребителем. Увеличивается степень непосредственного участия в групповых процессах, а также мера ответственности за группу в целом и отдельные аспекты её деятельности в частности.

Так как наиболее высоким социальным статусом в группе обладают те, кто имеет больше всего обязанностей (не только в технико-тактическом плане), а также являются наиболее активными, возникает потребность соотвествовать именно такому идеалу члена группы. Представители второй группы участников походов также испытывают потребность в том, чтобы помочь новичкам адаптироваться к новым для них групповым условиям.

Также к концу второго – середине третьего годов обучения значительно возрастает активность работы на вечерних занятиях в походах. Начиная с этого момента теряется граница между членством и лидерством для представителя группы.

Третья группа

Приблизительно с начала третьего года обучения занимающиеся начинают в большей степени интересоваться бытийными ценностями, постепенно возникает потребность не только в самоидентификации, но и в самовыражении, потребность в любви к другому человеку. Мотивация к деятельности становится устойчивой и независимой от внешних факторов. Постепенно исчезают внутренние конфликты, связанные с радикальным различием между обстановкой в группе (в походе или на занятиях в городе) и обстановкой в школе и дома.

С началом процесса самоактуализации возникает устойчивое сопротивление негативным влияниям общества, а также усиливается психологическия устойчивость к различного рода стрессорам.

Методы оценки

Оценка личностных изменений участников производилась двумя методами. Первый метод – это система тестов. Тесты помогают отследить изменения, происходящие в первой и второй группах, то есть такие изменения, которые связаны с базовыми и социальными потребностями – эгоистические тенденции, психологические защиты, развитие памяти, мышления и внимания и т. п.

К сожалению, существующие системы тестирования в области бытийных ценностей мало применимы для практической оценки изменений личности (в основном, из-за специфики Экспериментальной площадки).

Второй метод оценки изменений – это субьективные данные. В результате значительно более глубинного общения, а также под воздействием походных факторов, многие аспекты личности (в основном как раз те, что связаны с высшими ценностями) становятся видны очень хорошо. И на собрании педагогов обьединения уже после похода высказываемые наблюдения изменений для различных участников совпадают в подавляющем числе случаев. Основной недостаток данного метода – сложность фиксирования полученных данных и практическая невозможность обработки результатов изменений за длительный срок.

В силу вышеперечисленных обстоятельств, одним из приоритетных направлений деятельности Экспериментальной площадки будет создание эффективных методик для оценки изменений личности в области системы ценностей, создания методов диагностирования перспективности текущих изменений и выявления негативных тенденций, создание методики выявления негативных факторов, снижающих эффективность воздействия обучающей программы на личность.

Сейчас в стадии разработки находится методика отслеживания изменений таких параметров, как креативность, сенситивность, лидерские качества, устойчивость психологических защит и некоторые другие. Эта методика рассчитана на оценку в течение длительного времени (до 7 лет) небольшой группы (5-10 человек) одинакового возраста и будет сочетать в себе как задания тестового характера, так и творческого, а также элементы субьективной оценки личностного опыта и восприятия других людей.

Устойчивость влияния на личность

Эффект влияния на личностные изменения однозначно зависит от продолжительности и от концентрированности воздействия, поэтому самым эффективным походом в плане изменений участников является июньский водный Экспериментальный лагерь – самый продолжительный (более 20 дней) и самый насыщенный поход. Второй по силе воздействия на человека поход – это лыжный поход на Кольский полуостров во время весенних школьных каникул, но к нему допускаются участники, прошедшие технико-тактическую и психологическую подготовку в течение года (вторая группа и старше).

Позитивные факторы

Одним из самых важных факторов, способствующих сохранению эффекта воздействия программы Экспериментальной площадки на школьников – это наличие положительного опыта общения. Практика показывает, что не столь редки случаи, когда ученик 8-9 класса не имеет в личном опыте конструктивного общения со сверстниками за весь период учёбы в школе. Особенно актуален этот фактор для представителей первой-второй групп, в дальнейшем его сменяет стремление к использованию полученных знаний и умений (отчасти, это проявление лидерских качеств, отчасти – потребность в самовыражении и самоидентификации).

Образность и доступность информации, а также целостность подачи материала в походе, способствует закреплению её на уровне жизненного опыта и на уровне жизненных норм – это говорит уже о серьёзном и устойчивом изменении. Чаще всего проявляется во второй-третьей группах.

Сохранению эффекта влияния также способствуют частые встречи в городе (занятия в школах и в помещении отдела туризма), а также появление единомышленников в классе и школе.

Появлению внутренней мотивации, и, как следствие, возникновению личной заинтересованности в продолжении занятий, а также сохранению изменений после похода способствует личная активность участников в жизни группы.

Также немаловажную роль играет опыт переживания "высоких состояний" в походах. Такого рода опыт несравним с любыми другими переживаниями, которые можно получить в условиях города, за исключением, разве что, состояний творческого озарения.

Негативные факторы

К сожалению, существует некоторое количество факторов, негативно влияющих на устойчивость изменений, полученных в течение похода, причём нейтрализация части из них зависит не от педагогов Экспериментальной площадки, а от самих учащихся.

Во-первых, это, конечно, форс-мажорные обстоятельства, которые влекут за собой прекращение занятий в обьединении. Чаще всего – это переезд на другое место жительства. Подобного рода обстоятельства влекут за собой сильнейшие психологические травмы участников. Нередки случаи, когда прекращение занятий происходит от бедственного материального положения семьи учащегося. И если школьник 10-11 класса ещё может попытаться найти какой-либо способ заработка, то для школьников 7-9 классов этот вопрос остаётся в силе.

Порой несовпадение системы жизненных ценностей родителей и детей также приводит к трагичному для последних запрету. Как правило, это происходит от недостаточной информированности родителей. Часто проблема решается либо проведением родительского собрания, либо индивидуальной работой педагогов с родителями. Однако иногда случается, что конфликт между родителями и детьми происходит из-за снижения успеваемости в школе. Дело в том, что вполне закономерная (к старшим классам) "усталость" от самого процесса учёбы сопровождается занятиями в объединении, где, как раз, мотивация к занятиям создаётся вполне успешно. Такой конфликт мотиваций часто решается не в пользу школы. С целью предотвращения подобного рода недоразумений периодически проводятся дополнительные тренинги на создание мотивации к учёбе в школе.

Многие изменения практически сводятся на нет, если человек находится в негативном общественном окружении. Поэтому педагоги Экспериментальной площадки при формировании групп для занятий стараются набирать новичков-одноклассников. Практика показывает, что наличие в классе хотя бы трёх-четырёх единомышленников уже помогает им быть устойчивым к окружению.

На устойчивость изменений личности также оказывает влияние несовпадение ожиданий – это в большей степени относится к первой группе, нежели к остальным. При этом у человека создаётся стойкая психологическая защита, и, как следствие, личностные изменения минимальны либо вообще отсутствуют, а мотивация к посещению занятий быстро угасает. Здесь, разумеется, необходимо определённое мастерство педагога ещё при предпоходной подготовке.

Также необходимо учитывать психологический возраст участников похода. Так, некоторые восьмиклассники и многие семиклассники психологически не готовы ни к многодневным походам, ни к существованию в специфической групповой атмосфере, хотя при этом у них могут быть прекрасно развитые коммуникативные и лидерские качества, а также физическая подготовка. Этим обстоятельством и определяется нижняя граница возрастного диапазона занимающихся по программе Экспериментальной площадки. С другой стороны, определённая физическая подготовка также важна в походах. Несмотря на то, что в походе усталость даже полезна для хотя бы временного избавления от городских сценариев и "масок поведения", но гиперусталость обычно приводит к психологическим срывам либо тяжёлым дистрессам. Разумеется, здесь о положительном влиянии группы на человека уже не идёт и речи.

Процесс становления личности неминуемо сопровождается различной силы внутренними конфликтами и противоречиями. Порой они настолько сложны и многогранны, что для их разрешения необходимо несколько месяцев, а то и лет работы над собой. Подобного рода конфликты, несомненно, снижают степень изменения личности в течение похода, но практически всегда являются следующим шагом к самоактуализации и, разумеется, не ведут к прекращению занятий на Экспериментальной площадке. Сила же и длительность противоречий во многом зависят также и от групповой поддержки и помощи – таким образом, в этом случае изменения сводятся к разрешению конфликта.

Последний фактор, снижающий последствия положительного влияния занятий на человека, это различного рода "сценарии поведения", "психологические игры", "роли", "маски" . Хотя в самом походе их влияние на человека в значительной степени снижается, при возвращении же в городские условия, они часто служат "блокированию" полученной информации и опыта переживаний.

Изменения в области высших ценностей

Процесс изменения личности в области высших ценностей весьма сложен и многогранен, и едва ли поддаётся численной оценке – прежде всего потому, что этот процесс сугубо индивидуален. Но, тем не менее, некоторые общие черты процесса самоактуализации могут быть описаны как процесс изменения и становления жизненных ценностей. Ниже рассмотрены вкратце некоторые метапотребности человека и их актуализация. К сожалению, объём данной статьи не позволяет более подробно остановиться на них (например, в данной статье опущено описание потребности в добре, истине, красоте, новизне и т. д). Все высшие потребности человека одинаково важны (это как раз те черты, которые определяют различие между человеком и животным).

Творчество

Так как потребность в творчестве – одна из основных черт самоактуализирующегося человека, на занятиях и в походах создаются необходимые условия для проявления креативности. Этому способствуют специальные тренинги, "разминки" перед занятиями в походе, а также периодически проводящиеся КВНы. Они включают в себя элементы творческого мышления, общения, театрального искусства и в целом создают весёлую и интересную атмосферу, способствующую созданию заинтересованности в творческом процессе у представителей первой группы – всё-таки, воздействие различного рода СМИ весьма негативно сказывается на творчестве. До 80% новичков уверены, что они совершенно не способны к творческому процессу (и даже зачастую уверены, что это никому не нужно). Впрочем, тренинги креативности, а также всячески поощряемое групповое творчество служат для создания уверенности в своих силах.

Для второй-третьей групп более актуальным становится индивидуальный творческий процесс. Как правило, это – самостоятельная работа с художественной и научной литературой, создание видеофильмов по походам, фотография и т. п. Возникает потребность в состоянии творческого озарения, творческого экстаза, перед которым меркнут такие дешёвые удовольствия стимуляторного типа, как еда, сон, телевизор, наркотики, секс, экстатическая музыка. Ко второму году занятий по программе Экспериментальной площадки человек начинает понимать всю разницу между словами удовольствие и радость, и стремится к выбору именно радости как более конструктивной альтернативы.

Свобода

У полноценно развитой личности всегда имеется потребность в свободе – свободе выбора и свободе действия. Экспериментальная площадка, в первую очередь, предоставляет выбор между "обычной жизнью" (по законам и нормам, установленным современным обществом) и "здоровой жизнью" (возможность получения пиковых переживаний в походах и во время творческих состояний, здоровый образ жизни, полноценное общение и т. п.). Кроме того, как уже упоминалось выше, путь становления каждого человека индивидуален, неповторим. И возможность самореализации обуславливается не только групповыми нормами и системой ценностей данного человека, но и наличием информации о жизненных путях других людей (например, отражённых в художественных, литературоведческих или философских произведениях). Поэтому так важно создавать информационно-насыщенную атмосферу, при этом имеющую отношение как раз к бытийным ценностям.

Предоставляемая свобода действий, способствующая личностному росту, актуализируется у третьей группы с появлением осознанного стремления к становлению себя как личности. У первых двух групп она ещё выражено слабо либо не выражена совсем.

Любовь

В современном обществе распространено мнение, что любовь – это только секс. Такого рода заблуждения весьма негативно сказываются на мировоззрении людей. Любовь же в гуманистическом понимании это слова – это высшая степень общности между людьми. Эта общность достигается не за счёт общих взглядов, но за счёт схожих жизненных целей, путей. В длительных походах под воздействием групповой общности и тёплой атмосферы, природных красот, информации, затрагивающий вопросы человеческого пребывания на земле, а также пиковых переживаний создаётся специфическое чувство, недостижимое ни при каких условиях в городе. Это чувство – чувство братской любви.

Занятия в походе

Методика планирования занятий в походе

Планирование занятий

Процесс планирования занятий в походе начинается с формулирования общей идеи похода в рамках концепции площадки. Общая идея предполагает образное описание некоторой проблемы. Например, идея "человек и общество", предполагает такие подтемы, как "психологические сценарии и игры и их позитивное и негативное влияние на человека", "тренинг на самораскрытие", "возможность самоактуализации среднестатистического человека", "негативные аспекты влияния общества на становление личности", "акцентуированность общественного мнения на витальных и базовых социальных потребностях", "человек и обыденность" и т. п. При этом используется как занятие–психологический тренинг, так и записи научно-популярных радиопередач, различные радиопостановки, музыкальные композиции, а также дискуссионно-семинарский тип работы.

Общая идея подразделяется на подтемы, обычно – по количеству вечеров в походе, так как в основном, для занятий в походе планируется вечернее время, примерно с 21.30 до 23.30. Практика показывает, что мыслительная активность занимающихся 2 и более лет в это время максимальна, кроме того, немаловажную роль играет и эффект эмоциональной и двигательной удовлетворённости за дневное время.

Общий план занятий

Общий план занятий для шестидневного похода выглядит следующим образом. Первый вечер – вводное занятие. Главным образом служит для вербализации перед участниками целей и задач похода, а также как своего рода психологический тренинг для устранения последствий городских стрессов и создания у участников похода чувства безопасности в группе, необходимого для дальнейшего самораскрытия. Главным образом, в первый вечер приводится информация юмористического либо эмоционально положительно окрашенного плана, ведётся расчёт на образное восприятие. Используются небольшие постановки, например, Чехова, Зощенко и т. п., а также песни самодеятельных авторов. Проводится небольшой тренинг на креативность. Возможна игровая форма проведения всего занятия либо его начальной части.

На последующих занятиях раскрываются различные аспекты общей идеи похода. Различные методы подачи материала – образная, логическая, а также способов осмысления и обработки материала – индивидуальная работа и работа в группах, анализ художественной информации в соответствии с ранее приведённой информацией психологического либо литературоведческого плана, переосмысление своего опыта и групповых процессов с помощью ранее приведённой информации, самостоятельное построение концепции занятия, сопоставление полученных знаний с собственным опытом и т. д.

Последнее занятие в походе обычно посвящено подытоживанию всех ранее проведённых занятий и планированию дальнейшей работы в условиях города и последующих походов, а также оценке личностных и групповых изменений.

Разумеется, при подготовке плана занятий учитываются такие факторы, как подготовленность контингента участников и специфика похода. Например, осенний поход (на осенних школьных каникулах) и первый летний поход (в начале июня) являются первыми многодневными походами для многих новичков, поэтому всегда приходится делать поправку на теоретическую подготовленность и физическую выносливость. С другой стороны, поход на Кольский полуостров на весенних каникулах и водный лагерь в июле предполагают уже значительно большую степень подготовленности участников и, как следствие, темы планируемых занятий уже значительно больше соотносятся с бытийными ценностями и проблемой идентификации человека в мире и нахождения собственного пути. Занятия же на двухдневных выездах (суббота-воскресенье) обычно направлены на наиболее актуальные текущие проблемы, например, такие, как навыки общения, расширение ролевой палитры и т. п.

Структура занятия

Само занятие обычно строится следующим образом. Вначале идёт небольшой тренинг на создание атмосферы работоспособности, содержащий задания на личностное переосмысление какой-либо информации. Затем прослушиваются отрывки художественной и научно-популярной информации, необходимые для создания (или расширения) необходимой теоретической базы и необходимого образа. После каждого прослушанного отрывка обычно даётся некоторое время на обсуждение полученной информации в группах по 5-15 человек (анализ, переосмысление в рамках действительного опыта, ассоциативное восприятие). Информация даётся по нарастающей эмоциональной либо интеллектуальной напряжённости (в зависимости от поставленной задачи) и тем самым создаёт дополнительный интерес и цельное восприятие всего занятия. В конце занятия либо даётся устный комментарий, либо прослушивается "завершающая" часть информации – с таким расчётом, что становится окончательно очевидна логическая либо образная завершённость. Субьективное ощущение цельности занятия и связанности самих занятий между собой в значительной степени стимулируют потребность занимающихся обсуждать полученную информацию уже в свободном режиме, после занятия. Позитивный опыт умственной деятельности в дальнейшем хорошо отражается на актуализации бытийных потребностей.

Предпоходная подготовка

Большое внимание уделяется предпоходной подготовке участников, особенно первой группы. Многие навыки необходимо дать ещё в городе: тренировка концентрации внимания, умение анализировать текст (выделять структуру и опорные пункты), создание первоначальной заинтересованности в походе как таковом и в деятельности на занятиях в частности, базовые коммуникативные навыки, технико-тактические навыки – в общем, всё необходимое для успешной адаптации к новым групповым условиям, а также для полноценной работы на занятиях в походе.

Также в городе проходит (уже непосредственно перед походом) и самый первый тренинг на знакомство участников будущего похода друг с другом.

В оглавление

Вернуться к статьям

 

Hosted by uCoz