В августе 2001-го года, в один из дней похода по Хибинам, я в качестве вечернего занятия рассказал группе о теории личности, созданной Альфредом Адлером, всемирно известным австрийским психологом. В нашем клубе давно стали известными и широко цитируемыми концепции таких психологов, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Бёрн. Целью моего занятия было, познакомить своих товарищей с ещё одним взглядом на природу человека, расширить представления о ней; дать информацию практического характера, позволяющую педагогам нашего клуба препятствовать формированию у своих воспитанников комплекса неполноценности (понятие введено Адлером), а также диагностировать у себя и у своих воспитанников наличие определённого жизненного стиля, следование каждому из которых имеет свои причины и свои последствия.
Занятие проводилось по книге Е.В. Сидоренко «Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру». Она проделала большую работу, обработав практически все труды Адлера, ещё в то время, когда они не были переведёны на русский язык, и сумела, на мой взгляд, кратко, точно и содержательно передать суть учения известного психолога.
Теория личности Альфреда Адлера базируется на трёх главных компонентах:
«Быть человеком – значит ощущать свою недостаточность» (А. Адлер). Ощущение собственной малости, недостаточности, несовершенства – нормальное человеческое чувство. Оно преследует человека с самого раннего детства, когда маленький ребёнок неизбежно будет ощущать свою слабость и уязвимость перед лицом опасностей внешнего мира. Хотя это ощущение нормально и универсально, но субъективно оно невыносимо, и вызывает в человеке сильнейшее напряжение, от которого он, естественно, хочет избавиться. Есть два пути преодоления чувства собственной недостаточности: реальная компенсация и псевдокомпенсация.
При реальной компенсации ощущение недостаточности выступает движущей силой развития индивида. Чувство несостоятельности толкает нас к тому, чтобы преодолеть собственную слабость, развить свои возможности и добиться в чём-нибудь совершенства.
В педагогических целях это можно использовать следующим образом: необходимо активизировать в детях самокритику, помочь критически взглянуть на себя со стороны. С другой стороны необходимо учитывать и то, что «пружина» недостаточности будет способствовать саморазвитию детей только в атмосфере группового принятия, в которой ребёнок не будет бояться сделать ошибку. Он должен ощущать, что он сам является безусловной ценностью. Критике должны подвергаться его поступки и другие проявления, а не его личность в целом. В противном случае, в обстановке конкурентности и взаимных «уколов», чувство недостаточности, скорее всего, может вылиться в комплекс неполноценности, а «уверенность в своей неспособности решить проблему приводит к псевдокомпенсации».
При псевдокомпенсации люди стремятся к превосходству, но, по каким-то причинам, не могут или, скорее, не хотят идти по пути прямой борьбы с трудностями и саморазвития, и поэтому выбирают окольные, нечестные пути. Такой человек не учится тому, чтобы быть более сильным и более адекватным, он только старается казаться сильнее самому себе и другим. Как правило, ощущение собственного превосходства в этом случае достигается за счёт уничижения окружающих людей.
Нормальное чувство недостаточности может перерасти в нежелательный комплекс недостаточности или, как его неточно называют в русском переводе, комплекс неполноценности.
Это происходит довольно часто при условии, если перед человеком встаёт проблема, на этот момент он не обладает или ему кажется, что он не обладает, достаточными ресурсами для её решения. И далее человек становится убеждённым, что решить он эту проблему не сможет уже никогда. Ощущение своей несостоятельности в одной области распространяется и на другие сферы деятельности. Человеку начинает казаться, что неудачи его преследуют во всём.
В результате ощущение собственной недостаточности может стать устойчивой личностной характеристикой и превращается в комплекс неполноценности.
Каковы же более глубокие корни комплекса неполноценности?
«Мы все родом из детства». И Е. В. Сидоренко вслед за А. Адлером говорит о том, что причины возникновения комплекса неполноценности коренятся в неблагоприятной ситуации детства. Неблагополучные ситуации детства, как правило, приводят к формированию ошибочного стиля жизни, о котором подробнее речь пойдёт впереди. Ошибочные стили жизни бывают разные, но всех их объединяет то, что люди, живущие в соответствии с ними, не подготовлены к решению жизненных задач и не верят в свои способности конструктивно и честно разрешить их. А это самая подходящая почва для того, чтобы чувство неполноценности переросло в комплекс неполноценности.
С педагогической точки зрения наиболее интересны неблагополучные семейные ситуации, связанные с недостатком или, наоборот, избытком внимания детям.
Избалованные вниманием дети очень рано начинают считать, что все его желания должны обязательно выполняться. Такой человек привык быть в центре внимания, поэтому, когда он попадает в непривычную ситуацию, где другие люди отнюдь не воспринимают его центром земли, он моментально теряется и чувствуют, что мир им пренебрег. Такой человек привык только получать, но не давать. «Он интересовался исключительно самим собой и так и не узнал насколько полезно и необходимо сотрудничество».
Его так избаловали, что он забыл, как можно быть независимым, и привык думать, что единственный способ разрешить трудности – это требовать, чтобы другие решили их за него. Он достигает этого самыми разными способами манипулирования и давления, прибегая то к жестокости и тирании, то, наоборот показывая свою слабость, играя на чувстве жалости.
Пренебрегаемые дети, т.е. дети, чувствующие недостаток внимания, любви и тепла в первую очередь со стороны матери, не будут иметь представления о дружественном, тёплом контакте. У них формируются так называемое базовое недоверие к миру. Испытывая дефицит внимания, они бессознательно будут считать, что не заслуживают любви, что они не ценны, не важны для окружающих. Это ведёт к формированию заниженной самооценки, недооценке собственных возможностей и к страху перед трудностями. И всё это происходит потому, что мать не смогла или не захотела справиться со своей первейшей задачей – «дать своему ребёнку ощущение, что другому человеку можно довериться».
Всё это, по нашему мнению, необходимо учитывать молодым педагогам при работе с детьми, воспитательное взаимодействие с которыми необходимо строить на балансе безусловного принятия и разумной требовательности.
Социальный интерес, или общественное чувство, - это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие.
Альфреда Адлера не случайно считают предтечей всей гуманистической психологии 20-го века, – его взгляд на природу человека глубоко позитивен, в отличии, скажем, от взглядов своего учителя, З. Фрейда. Последний считал, что в центре всей душевной жизни человека лежат сексуальные и агрессивные импульсы, которые и являются основной движущей силой поведения. Образ, рисуемый такими представлениями, ничем не отличает человека от эгоистического животного. По Адлеру же, социальное чувство, т.е. альтруистическое стремление интересоваться другими и заботиться о других, является врождённой способностью, которую необходимо сознательно развивать. Это свойство человеческой природы мы считаем одним из самых важных для организации педагогического процесса и типа межличностного взаимодействия в подростковых туристических группах.
Наличие социального интереса является важнейшим показателем психического здоровья. С позиции Адлера, наша жизнь ценна только в той степени, в какой мы способствуем благополучию и развитию других людей. Нормальные здоровые люди по-настоящему беспокоятся за других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию других людей. У плохо приспособленных индивидов, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как правило, такие люди эгоцентричны, они борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет целей, кроме сугубо личных. Каждый из них живёт жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.
Жизненный стиль личности – это принятая человеком картина мира и принятый им паттерн поведения. Любой стиль жизни обладает тремя характеристиками:
Уже к концу пятого года жизни все основные представления о том, чего следует ждать от мира, и о том, как себя следует вести в нём, уже сформированы. С этого момента мир воспринимается через устойчивую схему этих представлений. Адлер говорит о том, что после пятилетнего возраста судьба ребёнка, как правило, уже предрешена. Стиль жизни складывается на всю жизнь, он воспроизводится во многих ситуациях и от повторения становится прочнее. Поэтому реальная возможность хоть как-то изменить свой жизненный стиль имеется у человека только лишь до периода взрослости. На деле же, по выражению Сент-Экзюпери, глина, из которой был вылеплен человек, застывает гораздо раньше – уже в средних классах школы, в 14-15 лет. Это момент важно отметить, так как после определённого возрастного периода, педагог бывает бессилен изменить базовые установки и ценностные ориентации ребят с тех, которые насаждаются массовой культурой и житейскими представлениями окружающих, на более конструктивные, плодотворные и альтруистические.
Причём даже если степень объективной ошибочности жизненного стиля велика, то сам человек старается этого не замечать и изо всех сил цепляется за привычные представления и способы поведения. И никогда легко не отказывается от своего жизненного стиля. Поэтому, чтобы кардинально изменить стиль жизни ребёнка педагогу потребуются по истине титанические усилия в течении нескольких лет непрерывного сопровождения. Для этого в общем и был создан наш клуб, в котором на базе туризма был организован целый комплекс условий для создания глобальных изменений в личности школьников.
Жизненный стиль личности складывается из того каким образом сочетаются в человеческой личности две движущие силы – стремление к превосходству и социальный интерес. Представим себе две оси координат. Пусть осью Y будет величина стремления к превосходству, а осью Х - величина социального интереса. Таким образом, образуются 4 квадранта.
Первый из них - верхний правый – соответствует реальной компенсации: высокое стремление к превосходству и высокий социальный интерес. Это в высшем понимании этого слова “нормальные” люди, (“если ни есть”). Они успешно справляются со всеми задачами жизни. “Представим себе человека, - пишет А. Адлер, - чья любовная жизнь – это интимное и многостороннее взаимодействие, чья работа приводит к полезным результатам, у кого много друзей, а контакты с другими обширны и плодотворны”.
Противоположный этому квадрант – нижний, левый – это так называемые “ненужные, никчёмные люди”. У этих людей на низком уровне находится и стремление к превосходству и социальный интерес. Это абсолютные аутсайдеры. Это стиль жизни, который был описан когда речь шла об избалованных и пренебрегаемых детях. Они задают миру только один вопрос: “Что я могу получить от жизни”? и они совершенно не понимают, что значит дружить и сотрудничать с другими людьми..
Третий квадрант - нижний, правый – это так называемые «пустые делатели добрых дел». Люди с высоким социальным интересом, но с неразвитым стремлением к превосходству. Они не заботятся о собственном развитии, а поэтому не знают, что является благом для другого, иными словами, что будет способствовать развитию ближнего, а что, наоборот, мешать ему. «Они не понимают, как творить добро, поэтому их социальный интерес бесплоден», а часто и вреден окружающим. И наконец последний, завершающий наше рассмотрение стилей жизни, квадрант - верхний, левый. Это типичная псевдокомпенсация. Сюда относятся люди с сильным стремлением к превосходству, но с нулевым или отрицательным социальным интересом. «Это те люди, которые стремятся к превосходству, но по каким-то причинам не могу идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посему выбирают пути окольные». Об этом стиле жизни уже писалось выше. Такой человек чувствует себя слабым, но вместо того, чтобы становится реально сильнее – он пытается создать вокруг себя обстоятельства, в которых он только лишь почувствует себя сильным.
Описание этого стиля жизни наиболее разработано Адлером. Способы псевдокомпенсации могут быть самыми разными. Адлером было выделено семь их типов.
1. «Уход в болезнь». Дети рано начинают понимать, что если они болеют, то это приносит им массу психологических дивидендов:
им уделяется больше внимания, чем обычно; их промахи и неудачи находят себе прекрасное оправдание; появляются возможности помыкать и управлять ближними, вызывая к себе жалость.
2. «Сила воды» – это более слабый вариант «ухода в болезнь» – «уход в слабость». «Силой воды» Адлер называет слёзы и жалобы типа «Ах, я самый несчастный человек на свете ! Пожалейте меня!» Это очень распространённый способ увиливания от напряжения в походе среди новичков. Это то, что позже стало называться одной из манипулятивных стратегий в психологических играх (см. : Э. Бёрн «Игры в которые играют люди»)
3.«Ленивец» Лень - это удобное оправдание собственной несостоятельности. «Ленивец» как бы даёт понять, что на самом деле он всё может и всё умеет, просто сейчас ему это лень делать. «Быть ленивым, в конце концов, не так стыдно, как быть тугодумом»
4. «Лжец». Это прямая псевдокомпенсация. Обманывая других в отношении своих достижений, «лжец» на время подымает свой статус в глазах окружающих, и может чувствовать себя «человеком»
5. «Жестокий тиран». Избалованный ребёнок, попавший в мир, где его желания никто и не думает беспрекословно выполнять, чувствует, что им пренебрегли. Он может пойти по пути жестокости, агрессивного самоутверждения, мести, за то, что мир не оправдал его ожидания. В психологии давно известно, что агрессивность является оборотной стороной неуверенности в себе, а жестокость проистекает из тайной слабости человека. Человеку, который по-настоящему уверен в себе и в своих силах, у которого нет скрытого комплекса неполноценности, незачем самоутверждаться, заниматься самовозвеличиванием, унижая других.
6. и 7. «Комплекс превосходства» и «Самореклама»
Комплекс превосходства - это реактивное компенсаторное образование в ответ на нестерпимое чувство своей недостаточности.
Часто это люди проявляющие надменность и высокомерие. Всем своим видом они хотят показать, что они «круче» других, что они не какие-нибудь там.
При «саморекламе» человек активно трубит всем и вся о том, какой он великий и непревзойденный. Сделав что-то, ему нужно обязательно об этом всем похвастаться, добиться того, чтобы его заметили и похвалили. Он слишком сильно обеспокоен тем, что о нём думают другие, потому что на самом деле он чувствует свою слабость, и ему нужны постоянные подтверждения собственной значимости от окружающих. Это делает их «глубоко уязвимыми». В детском возрасте дети все не самодостаточны, поэтому в них сильна естественная потребность в признании. Важно, чтобы взрослея им было бы внушено чувство самоуважения и автономности.
Е.В. Сидоренко отмечает, что в двух последних типах псевдокомпенсации есть много и позитивных моментов. Например, в психологии известно, что «возвеличивающие мысли в гораздо большей степени способствуют повышению эффективности поведения, чем самоуничижающие». А для того, чтобы обрести чувство собственной значимости (по типу саморекламы), «человек вынужден интересоваться другими людьми – по крайней мере, их мнением о себе. Следовательно, его социальный интерес – уже не отрицательная величина, как в других типах непрямой компенсации».
Из анализа соотношения движущих сил человека, получается, что стремление к совершенству первично по отношению к социальному интересу, поскольку без первого второе существовать не может. Это один из ключевых моментов концепции А. Адлера: «Жить – это значит развиваться». Эту мировоззренческую идею, на наш взгляд, чрезвычайно важно усвоить ребятам в противовес таким, часто неосознанным установкам, как «жить – это значит получать, как можно больше удовольствий» или «жить, значит обеспечивать себя».