Нашему исследованию психосемантических аспектов внутренней картины здоровья будет предшествовать описание различных взглядов на природу человека. Мы уверены, что с этого необходимо начинать, потому что от нашего понимания природы человека зависит представление о здоровье. В зависимости от различного понимания сущности человека, формируется соответствующая этому пониманию модель здоровья. К описанию возможных моделей здоровья мы и перейдем дальше. Выбрав за основную антропоцентричекую модель здоровья, мы рассмотрим характеристики здорового человека. Потом будут рассмотрены компоненты здоровья. Далее будет описана внутренняя картина здоровья.
«В наши дни мы сталкиваемся с человеком,
который действует и чувствует, как автомат,
он никогда не испытывает переживаний,
которые были бы действительно его собственными;
он ощущает себя точно таким, каким,
по его мнению, его считают другие;
его искусственная улыбка пришла на место искреннему смеху,
а ничего незначащая болтовня заняла место
настоящего общения; он испытывает унылое
чувство безнадежности вместо действительной боли»
Э. Фромм «Здоровое общество»
Слова Эриха Фромма из эпиграфа на первый взгляд кажутся преувеличенными. Лишь познакомившись с его книгами подробнее [12-14], осознаешь, что проблема ограниченности человеческого существования, предательства его истинной природы, его ущербности, заданной обществом, имеет место и по сей день. Сейчас эта проблема даже обострилась. За доказательствами явной патологии далеко ходить не надо: большой процент нездоровых детей в школах, подростковая наркомания и алкоголизм, повсеместное употребление табачных изделий… Скрытой патологией мы назовем здесь незнание, нежелание и неумение разрешать противоречия человеческого существования [12, с. 149]. Человек отличается от животного тем, что удовлетворение всех его физиологических потребностей не делает его счастливым и душевно здоровым, он обладает еще специфически человеческими потребностями. «Жизнь человека определяется неизбежной альтернативой между движением вспять и прогрессом, между возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия» [12, с. 151]. По мнению Э. Фромма, многие умирают, так и не родившись, т.к. рождение Человека – это не только появление ребенка из утробы матери, но и вся его жизнь, понимаемая как процесс рождения самого себя. Сколько подростков сейчас обладают примитивной системой ценностей, где на первом месте стоит обеспечение себя: деньгами, квартирой, машиной, женой (мужем)…? Скорее всего их процент достаточно велик. Они не думают о том, что в скором времени столкнутся со своим физическим и душевным нездоровьем, строя свою жизнь без учета истинной природы человека.
В чем же заключается специфика природы человека? Каковы базовые потребности человека, вытекающие из условий его существования? На эти вопросы Э. Фромм дает подробные ответы, определяя положение человека, как существа, оторванного от природы и сознающего собственную смерть, бессилие и ограниченность своего существования.
Человек осознает свое одиночество и необходимость приобщиться к чему-либо вне себя. Единение с другими живыми существами, приобщенность к ним, является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека. У подростка эта потребность проявляется в поиске референтной группы – группы, ценности которой он принимает и на которые ориентируется. Очень редко это бывает учебный класс, чаще – дворовая компания. Обычно, в таких компаниях единение людей осуществляется за счет власти и подчинения: сильный подросток подчиняет себе более слабых. Приобщенность к такой компании выступает как симбиоз. Участники таких отношений утрачивают свою целостность и свободу: они зависят друг от друга и живут за счет другого [12, с. 155]. Покинуть компанию почти невозможно, т.к. чувство изолированности больше страшит подростка, нежели унижение, которое он испытывает, подчиняясь лидеру.
Единственной чувство, удовлетворяющее потребность в единении с другими людьми и вместе с тем дающее ощущение целостности и индивидуальности, – любовь. Любовь – это объединение с кем-либо или с чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного «Я» [12, с. 155]. Подростку нужна группа, в которой он мог бы реализовать свою индивидуальность, мог бы рассчитывать на помощь и поддержку со стороны других членов группы. Такая группа стихийно не возникает, поэтому педагогам необходимо формировать ее в школах, создавать условия психологической безопасности.
Наряду с потребностью в единении с другими людьми, у человека есть потребность в творчестве, в созидании чего-либо. Его не может удовлетворить пассивное существование. «В акте творчества человек выходит за пределы, предназначенные ему как твари, поднимается над пассивностью и случайностью своего существования, вступает в царство целеустремленности и свободы» [12, с. 160]. Если же он не способен к созиданию, то он начинает разрушать. Разрушение, также как и созидание, выводит человека из состояния пассивности. У подростка оно проявляется в разрушительном поведении. При таком поведении он проявляет агрессию к сверстникам, взрослым и окружающим предметам: дерется, ругается (вербальная агрессия), ломает, бьет… При неудовлетворенной потребности в созидании, разрушение всего вокруг происходит как бы беспричинно, от скуки. Этим подросток не только причиняет боль окружающим людям, но и сам очень страдает, часто даже не осознавая своего страдания.
Говоря о потребности в единении с другими людьми, упоминалось, что единение должно осуществляться при условии сохранения своей индивидуальности. Сохранение индивидуальности, тождественности самому себе – еще одна важная потребность человека. В отличие от животного, человек обладает самосознанием, он может формировать представление о самом себе. Для него имеет большое значение найти ответ на вопрос «Кто Я?», ощущать себя как индивидуальность. К сожалению не все люди достигают самотождественности. Некоторые (если не многие) находят различные заменители этого чувства, отождествляя себя с нацией, религией, родом занятий и пр.: «Я – русский», «Я – ученик»… «Поскольку, при отсутствии чувства «Я» невозможно сохранить душевное здоровье, человек вынужден делать чуть ли не все, лишь бы обрести это чувство» [12, с. 183]. Тогда чувство «Я» обретается путем отождествления себя с какой-то группой (стадом), появляется стремление достичь общественного положения, не отличаться от остальных.
Обращение к собственному «Я», формирование «Я-концепции» у человека начинается в подростковом возрасте. Подросток стремится понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие [3, с. 8]. Если в референтной группе сверстников не поощряется индивидуальность подростка, ограничиваются его возможности проявить себя, подавляется активность, поощряется поведение «как все», то, скорее всего, его чувство «Я» останется неразвитым, а на его месте сформируется стремление к конформизму и стадному поведению.
У человека существует потребность в интеллектуальной ориентировке в окружающем мире. Явления, которые он видит вокруг себя, человек включает в определенную систему, понятную для него. Формирующаяся у него при этом картина мира может быть иллюзорной (он может думать, что Земля плоская и стоит на трех китах), но потребность в системе ориентации будет удовлетворена. Совершенно очевидно, что объективность картины мира человека зависит от уровня развития его разума и знаний. Чем человек более развит, тем более он способен видеть мир, природу, других людей и самого себя такими, какие они есть.
Ориентировка нужна не только в окружающем мире, но также и в сфере общечеловеческих ценностей. Особая помощь в этом требуется подростку: попробовать дойти с ним до понимания необходимости разрешать противоречия человеческого бытия.
Очень схожее представление о природе человека обнаруживается у А. Маслоу. Он совершил переворот в психологии, предложив исследовать не больных людей, а здоровых. Здоровый человек (самоактуализирующийся человек) очень отличается от среднестатистического, прежде всего тем, что он максимально реализует заложенный в нем потенциал, не удовлетворяется течением обыденной жизни, не подчиняется обстоятельствам, а наоборот, строит свою жизнь сообразно своей внутренней природе. Маслоу очень подробно описал характеристики самоактуализирующегося человека, особенности его восприятия мира и других людей. Отметим лишь то, что он связывал здоровье с понятием «полная человечность», т.е. соответствие человека своему предназначению и внутренней природе.
По мнению А. Маслоу, внутренняя природа человека, его сущность, не содержит врожденного первичного зла. «Деструктивность, садизм, жестокость, злоба и тому подобные феномены являются не врожденной, а скорее яростной и насильственной реакцией, направленной против фрустрации врожденных потребностей, эмоций и способностей» [8, с. 17]. Поскольку человеческая природа скоре добра или нейтральна, чем плоха, то ее нужно выявлять, поощрять и развивать, а не подавлять. Печальной особенностью внутренней природы человека является то, что она слаба, тонка и деликатна, «поэтому с легкостью побеждается привычкой, культурным давлением и неправильным подходом к ней» [8, с. 18].
Уже у младших школьников мы можем видеть следы такого родительского воспитания, при котором проявления внутренней природы ребенка подавлялись, не учитывались важные факторы его развития. Если мать обменивает проявления своей любви к ребенку на его послушание («я тебя буду любить, если сделаешь то-то и то-то…»), то ребенок начинает отчуждаться от самого себя, он перестает верить своим собственным чувствам, ориентируясь больше на слова матери (или другого значимого лица). Со временем, он полностью теряет контакт со своим внутренним миром, начинает больше полагаться на внешнее для него окружение. Таким образом разрушается его целостность. Этот вынужденный «отказ от себя» уже к подростковому возрасту может привести к болезни. Помощь такому подростку мы можем оказать, если будем стремиться поддерживать его личностный рост, помогать ему раскрывать свой потенциал. А прежде всего – создадим условия безопасности, в которых он почувствует, что ростку его истинного «Я» ничего не угрожает.
«Все данные, которыми мы располагаем, говорят о том, что практически в каждом человеке и, безусловно, почти в каждом новорожденном младенце резонно предположить наличие активного стремления к здоровью, импульса к росту, к актуализации человеческих потенций. Но сразу же мы сталкиваемся с весьма огорчительным осознанием того, как мало людей действительно реализуют их. Только небольшая часть населения достигает точки идентичности, самости, полной человечности, самоактуализации и т.п. <…> В этом наш большой парадокс. Мы обладаем импульсом к полному развитию человечности в нас. Так почему же это не происходит чаще? Что тормозит этот процесс?» [7, с. 33].
Отвечая на эти вопросы, Маслоу пришел к выводу, что общество в целом может быть нездорово и человек, адаптированный к такому обществу, не может быть здоров. «С огромным сожалением я замечаю, что большинство людей не протестуют против плохого обращения с собой. Они принимают его и расплачиваются годы спустя разнообразными невротическими и психосоматическими симптомами. А в некоторых случаях они никогда не осознают, что больны, что потеряли дорогу к истинному счастью, богатую эмоциональную жизнь и безмятежную, полноценную старость, что они никогда не узнают, как прекрасно быть творцом, эстетически воспринимать мир и переживать жизнь как волнующее событие» [8, с. 21].
В разное время в различных культурах существовали отличающиеся друг от друга модели здоровья. О. Васильева, Ф. Филатов выделяют три модели здоровья: античную, адаптационную и антропоцентрическую.
В античной модели здоровье понимается как внутренняя согласованность, гармония, уравновешенность, соответствие всех составных элементов предназначению целого. Здесь идет речь о взаимосвязи духовной и телесной сущности человека. По античному представлению, необходимо заботиться не только о физическом совершенствовании или развитии души, нужно стремиться достичь их оптимального взаимоотношения. Тем самым античная модель здоровья уделяет больше внимания внутреннему устройству человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с другими людьми и окружающим миром.
Адаптационная модель рассматривает здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде. В отличие от античной модели, здоровье здесь понимается как «успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром» [4, с.76] В этой модели рассматриваются два аспекта адаптации – биологический и социальный. Биологический аспект связан с приспособлением человека к окружающей природной среде. Здоровье понимается как успешное противодействие внешним влияниям и сохранение постоянства внутренней среды организма. В социальном аспекте на первый план выступает всесторонняя социализация личности. Особенностью этого процесса является то, что на место гармоничного развития встает соответствие индивидуальных проявлений личности устоявшейся системе социокультурных норм. Общество определяет нормы, в рамках которых допускается проявление индивидуальности человека.
В этой модели здоровья нормальность – соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры [4, с.102] Но какова модель здоровья в нашей культуре? Это можно видеть на примере подростков, которые считают нормой то, что принято в семье и обществе. Т.о., для них может быть нормальным переедать, выпивать «по праздникам» и весть малоподвижный образ жизни, поскольку так живут все вокруг. Т.е. подросток наследует не только приобретенный предыдущими поколениями культурный опыт, но и т.н. «болезни цивилизации» (алкоголизм, наркомания).
В основе антропоцентрического эталона лежит представление о высшем (духовном) предназначении человека. [4, с.132] В отличие от адаптационной модели, в которой здоровье понимается как устойчивое состояние приспособленности к биологическому и социальному окружению, в этом эталоне предполагается наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем. Здоровье понимается здесь как развитие, изменение, стремление к наиболее полному соответствию своему предназначению. Эта модель базируется на специфически человеческих характеристиках: смысл и полнота жизни, идентичность, подлинность, самореализация, личностный рост. В этой модели за образец берется не средняя норма, а человек, достигший наиболее полной самореализации. Далее будут показаны характеристики здорового человека, предложенные разными авторами в рамках этой модели.
[8, с.33]
[10, с.145]
[9]
Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение. [4, с.192]
Выделяют следующие компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное здоровье.
Физическое здоровье (ФЗ) обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы [10, с.68] Особенности организма человека как биологической системы: саморегуляция, гомеостаз, способность к самовосстановлению, самообновление. ФЗ – состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок [10, с.70] Распространен взгляд на физическое здоровье как на соответствие параметров организма неким нормальным показателям: нормальная температура, нормальное кровяное давление, нормальная электрокардиограмма и т.д. Н. Амосов доказывает, что такой взгляд недостаточен. Часто бывает, что внешне здоровый человек (с нормальными показателями), попадая в экстремальную ситуацию, теряет свое здоровье. Это связано с наличием или отсутствием «резервных мощностей» организма. Они определяются способностью основных функциональных систем организма выдерживать повышенную нагрузку. От количества резервных мощностей зависит сопротивляемость организма болезням и старости. Количество резервных мощностей увеличивается только за счет тренировки. Незадействованная функция ослабевает, поэтому, чтобы сохранять свое физическое здоровье долгое время, необходимы регулярная физическая нагрузка. [1, с. 36]
Психическое (душевное) здоровье – это динамическая характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. [10, с.218]. Путь к психическому здоровью – путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенности в себе. [10, с.162]. Интегрированность личности, т.е. ее целостность, проходит путь от самого нижнего уровня: адаптированности, к среднему уровню – психологической устойчивости, до высшего уровня – гармонии личности.
Психологическая устойчивость – это сложное
качество личности, в котором объединены уравновешенность (равновесие), стойкость
(постоянство), сопротивляемость. [10, с.106] Оно позволяет личности противостоять
жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье
и работоспособность в различных испытаниях.
Гармония личности – правильное соотношение между основными сторонами бытия личности:
пространством личности, временем и энергией (потенциальной и реализуемой). [10,
с.91] То есть гармония включает в себя показатели всех трех аспектов: биологического,
психического и социального.
Социальное здоровье – характеристика такого здорового общества, где минимален уровень «социальных болезней» В это понятие входят такие факторы как: социальная значимость распространенных в обществе заболеваний и причиняемый ими экономический ущерб, влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их протекания и исход, оценку биологического состояния определенной части или всей популяции на основе интегрированных статистических показателей. [10,с.143]. Благополучие популяции обусловлено эффективным функционированием всех сторон общества. Общество осуществляет социальный контроль за всеми видами девиантного (отклоняющегося от социальных норм) поведения. Т.о., здоровое общество – это эффективное общество согласно конечным критериям оценки его жизнедеятельности. Т.е. эффективность общества оценивается по тому, насколько сохранена и активна его популяция.
Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, которые способствуют или угрожают здоровью людей. Также это и определенная оценка индивидом своего физического и психического состояния. [10,с.279]. Отношение к здоровью содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье.
Эмоциональный компонент – отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья, а также особенности эмоционального состояния, возникающие из-за ухудшения физического или психического самочувствия человека.
Поведенческий компонент – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья.
Эти компоненты составляют внутреннюю картину здоровья (ВКЗ).
Это особое отношение человека к своему здоровью, выражающееся в осознании его
ценности, и активно-позитивное стремление к его совершенствованию. [2, с.45]
ВКЗ – это эталон здоровья с достаточно сложной структурой, включающей как образные,
так и когнитивные представления человека о своем здоровье. В нашем исследовании
мы остановимся на изучении когнитивного и эмоционального компонентов здоровья.
Подводя итоги анализа литературы, следует подчеркнуть, что имеются лишь единичные
публикации по проблеме здоровья.