Глубинные аспекты природы человека

Мир чего-то большего – это субъективный мир,
о котором мы знаем так мало. Конечно, есть много
теорий о нем, но он смеется над нашими теориями,
это все время проявляется в том, как много лежит вне их.
Поразительно то, что нашей истинной родиной является
тот же самый загадочный мир чего-то большего.
Дж. Бьюдженталь «Искусство психотерапевта»

Надо до всякой встречи раскрыть в себе самом глубину
и научиться эту же глубину видеть в другом, в другой
и откликаться – на глубину глубиной...
Г. Померанц «Страстная односторонность и бесстрастие духа»

Наверно, не раз перед походами у нас возникал вопрос, как же нам его пройти и не надоесть друг другу? Как сделать так, чтобы друг от друга не уставать и как о чуде не мечтать о том моменте, когда останешься один? Конечно, мы все знаем ответ. Мы много раз слышали и думали о нашем багаже и содержании, однако они все равно оставались лишь словами для нашего уха. Но не для нашего сердца. В данной статье я попытаюсь дать ответ на эти вопросы, и не только на эти. Как слова могут проникнуть в нашу глубину, быть пережитыми? Что это вообще такое – глубина? Вспомните водник. Первый год психологии. Упражнение «Луковица»:

Текст ведущего: Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Она снимается легко. Но по мере того, как вы углубляетесь, слои становятся толще и толще, более и более. Теперь начинайте очищать, начав с тонкого наружного слоя. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок, поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него. Сейчас неважно, что он значит.

Теперь снимите следующий слой. Это слой вашего физического тела. Это ваш материальный, физический слой. Снимая его, наблюдайте другой образ, олицетворяющий вас, при появлении вашего тела. Вновь просто наблюдайте и обратите внимание на него.

Затем снимите ваш средний слой. Это слой вашего интеллекта, в котором содержатся ваши мысли. Наблюдайте, что приходит вам на ум сейчас.

Теперь примемся за четвертый слой, после которого следует ваша сердцевина. Этот слой намного толще и более других. Это слой, представляющий ваши эмоции. Он содержит ваши чувства. Наблюдайте приходящие к вам образы.

Наконец, представьте, что вы снимаете последние слои и добираетесь до вашей сердцевины. Теперь вы подошли к своей внутренней сущности или к духовному “Я”. Здесь находятся ваши внутренние желания. Заметьте теперь появившийся образ “Я”.

Теперь увидьте перед своим мысленным взором картину всех пяти образов, одного над другим. Что вы замечаете? Похожи ли они? Различны?

Теперь сконцентрируйтесь на вашем внутреннем уровне, представляющем собой внутреннюю сущность вашего бытия, и спросите себя: “Чего я действительно хочу? Что действительно удовлетворит меня?” Затем наблюдайте, какие к вам приходят образы или мысли. Если к вам приходят картины, слова или чувства, которые вы до конца не понимаете, спросите себя, что означают эти образы или мысли. Вновь расслабьтесь и будьте восприимчивы ко всему, что вам приходит на ум.
Сосчитайте в обратном порядке от десяти до одного. Когда дойдете до единицы, - откройте глаза, почувствуйте свежесть и свое возвращение в окружающую обстановку.

Это, наверно, одна из наших первых встреч с глубиной, хоть здесь она и называется по-другому. Но глубина вообще часто маскируется то под коллективное бессознательное, то под субъективное, то вообще возьмет да и назовется внутренней природой или шестым чувством. Названия разные, суть одна. Именно она может проявиться в результате этого упражнения. Но практика показывает, что оно чаще всего не получается (именно на первом году психологии). Конечно, при должной подготовке ведущего и личном и групповом настрое возможно достижение цели упражнения (встречу с подлинным центром «я» или, по терминологии данной статьи, глубиной).

Я считаю, что касаться этой темы стоит чуть позже. В водном лагере-2002 на курсе второго года психологии ведущими была поставлена цель для занимающихся по программе этого курса – именно знакомство со своей глубиной, первые попытки услышать ее голос и ему довериться. Для того, чтобы ребята поняли, что это такое, мы рассказали на первом занятии о понятии «внутренней природы» по Маслоу. Хотелось бы рассказать об этом понятии и в рамках этой статьи. Поскольку, как мне кажется, понятие «глубины» включает в себя понятие «внутренней природы». Итак, что же это такое? По Маслоу, внутренняя природа дается нам при рождении. Это и набор инстинктов, Маслоу помещает туда и способности, и таланты, и темперамент, и даже столь нами любимый «жизненный стиль». Внутренняя природа обладает как универсальными, так и уникальными характеристиками.

Внутренняя природа дает о себе знать слабым голосом, слышать который дано не всем. Похоже, этому надо учиться. Традиционное обучение же, наоборот, препятствует этой способности слышать свой «внутренний голос». Одной из задач этой статьи как раз и является развитие этой способности как у самого автора (я честно признаюсь в том, что мне это пока трудно), так и у читателей. Ведь если она не развивается, то тогда, наоборот, вытесняется. Это, как пишет Маслоу, приводит к болезни. Да еще и энергии на это вытеснение очень много тратится. Так стоит ли? Но я принимаю априори, что все, кто читает эту статью, все-таки хотят научиться слышать и воспринимать свои «голоса импульсов», как их называет Маслоу, и пытаются это делать. Для большего перенесения на себя вспомните, как трудно бывает ответить на вопрос: «Что ты сейчас чувствуешь?» Не слыша этого внутреннего голоса, мы начинаем ориентироваться на внешние сигналы, на то, что «скажут в высшем свете», Вадим Саныч или еще кто-нибудь авторитетный. Мы строим свою жизнь по правилам и нормам, наше поведение становится ригидным, слова – жесткими, а принятые решения – бескомпромиссными. Мы нетерпимы и ничего не прощаем (ни человеческих слабостей, ни поведения, идущего в разрез с нашим представлением о правильном и должном). Тогда наша аутентичность и наша глубина далеки от нас как никогда, и мы о них даже не подозреваем. Маслоу: «Подобное общее заболевание личности наблюдается как остановка процессов роста, самоактуализации, реализации своей человеческой сущности».

Примерно о том же самом пишет и Бьюдженталь, говоря о шестом чувстве как чувстве нашего бытия: «Это утраченное чувство является внутренним зрением, которое позволяет нам постоянно осознавать, насколько наш внешний опыт соответствует нашей внутренней природе». Но что это такое, это внутреннее чувство? Рассматривая другого и себя как объект, мы его не обнаружим. Найти его очень трудно. Почувствовать, как течет твоя внутренняя жизнь, как каждая капля этого потока своеобразна и уникальна, это твои желания, намерения, фантазии, твои принципы и ненаписанные стихи. Но если ты руководствуешься в жизни жесткими правилами и установками (идущими из социальных программ), то ты не сможешь обнаружить и услышать голос изнутри. Тогда твоя глубина не достучится и не докричится до тебя, и внешняя жизнь не будет соответствовать твоей внутренней природе. Это приводит к тоске, ощущению бессмысленности всего происходящего и смутному чувству глубинного несоответствия. Если поток внутреннего бытия загромождается железяками правил, камнями программ и поваленными деревьями несгибаемых принципов, то он останавливается и превращается в болото. Там заводятся лягушки болезней и пиявки неврозов и комплексов.

Уметь слышать свою внутреннюю природу – это и значит быть собой, вместо того, чтобы стремиться стать кем-то. Быть, а не казаться. Для меня умение быть собой связано прежде всего с принятием себя, с позволением себе быть таким, какой я есть. Из принятия себя вырастает принятие другого, позволение ему быть другим, отличным от меня. Но это очень трудно, т.к. нам с детства внушали, что нужно стать кем-то, а не быть самим собой.

К. Роджерс говорил, что с рождения ребенок целостен, он свободно выражает те чувства, которые испытывает. Однако его окружение, как правило, это родители, оценивают свободно выражаемые ребенком чувства как непозволительные или неуместные. Ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден отказываться от своих подлинных чувств и воспринимать их как «неправильные». Роджерс называет этот процесс «дезинтеграцией личности». В наших силах помочь себе осуществить «реинтеграцию личности», восстановить ее целостность. Под целостностью я понимаю принятие мной всех граней моей личности без разделения их на хорошие и плохие, позволение себе переживать и выражать те чувства и эмоции, которые я по-настоящему испытываю. Тогда мы можем ощутить «здоровое удовольствие и наслаждение от высокой оценки себя как целостного и действующего человека; этот опыт возникает, если мы не отрицаем наших чувств, а живем ими».

Роджерсом предпринята попытка рассмотреть глубинные, лежащие в основе всех человеческих взаимоотношений закономерности, которые обуславливают либо развитие, обогащение, открытость и рост, либо блокировку психологического развития и усиление защитных механизмов. Им была разработана теория конгруэнтности. Конгруэнтность это точное совпадение переживания, осознания и выражения. Это и есть отражение глубины на поверхности в виде поведения, слов, мимики и жестов. Нарушение этой цепочки (переживание-осознание-выражение) возможно в двух местах. Можно даже не осознавать то, что реально чувствуешь, а можно осознавать, но не выражать свои чувства. Человек, который конгруэнтен, осознает свои чувства и открыто выражает их. И тогда естественным становится язык «Я-высказывания», не содержащий оценок.

Вспомним, что основным в «Я-высказывании» является чувство, испытываемое в связи с происходящими событиями. Для того, чтобы научиться распознавать свои чувства, необходимо разобраться в самом себе. В нашем внутреннем мире существует иерархия слоев Я – от самого поверхностного до глубинного. Необходимо различать, каким слоем Я ты откликаешься на природу, стихи, другого человека. Выстраивая иерархию своего Я, приходишь к «подлинной вере, которая является доверием своей глубине больше, чем поверхностным уровням своего сознания или чему-то внешнему» (Г. Померанц).

Что же такое глубина? Авторы понятия и его исследователи Г. Померанц и З. Миркина говорят о том, что нет абсолютных критериев, позволяющих нам четко определить ее. Глубина не может быть описана и выражена логикой. Хотя в этой статье мы попытались это сделать. Но любую систему, как говорит Г. Померанц, можно опровергнуть другой. Именно поэтому мы переходим с психологического уровня к более глубинному – теософскому.

Глубина может проявляться по-разному. По мнению Г. Померанца, «язык глубины – метафора или парадокс». То есть глубину можно выразить поэтически или с помощью парадоксальных утверждений, например, буддийских коанов (самый известный – хлопок одной ладонью). Целью данной статьи является всего лишь приблизительный подход к этому понятию, попытка обрисовать его с помощью различных концепций. Мы хотели показать, насколько трудно бывает порой чувствовать и настраиваться на свою глубину и как тем не менее это необходимо.

Одной из характеристик глубины является ее полнота. Ведь глубина вмещает в себя все – любовь и веру, свет и Бога. Из глубины приходят творческие озарения и неожиданные идеи. Скрытые возможности есть в каждом человеке, но они находятся на более глубоком уровне душевного мира. Этот уровень обычно человеком не осознается, в лучшем случае он смутно ощутим. «Его расширение и распространение на весь душевный строй – чудо преображения» (Г. Померанц) Задача человека – доразвиться до этой полноты и обрести таким образом более целостный взгляд на себя и на мир.

Поверхностный уровень сознания оперирует логикой, т.е. разнимает мир на части и себя ощущает отдельно. «Осколок, одаренный жизнью сосуда, – трудно найти лучший образ для человека, оторванного от целостности бытия» (Г. Померанц) С помощью практики созерцания, отрешившись от мыслительных стереотипов, можно увидеть целостность мира и себя как часть этого целого – ощутить единство со всем миром и другими людьми. Но это не единичный волевой акт медитации, а постоянное, непрерывное, подспудное видение этой целостности, ощущение себя в этом потоке бытия.

А. Маслоу называет это состояние Б-познанием (бытийным, в отличие от дефицитарного, когда человек стремится приобрести информацию, связанную с его человеческими интересами, делами и заботами). Философ-экзистенциалист М. Хайдеггер также пишет об этом феномене – о том, что люди науки, стремящиеся все познать с помощью логики и считающие себя способными на это, наиболее далеки от истины. Наиболее открыты этому непрерывному потоку откровения мироздания, постоянно изливающемуся на человечество, как ни странно, поэты. Именно они всегда открыты созерцанию и своей глубине.

На этом уровне, т.е. на уровне самоактуализации, по А. Маслоу, разрешаются многие противоречия, оппозиции превращаются в неразрывное единство. Об этом же пишет и Г. Померанц – на глубине нет противоречий, есть только целостность и единство.

А. Маслоу выделяет три основных характеристики Б-познания:

    1. При Б-познании, объект познания стремится выглядеть целостным, как завершенное единство.
    2. Б-познание сопровождается исключительно полным восприятием.
    3. При Б-познании мир воспринимается непосредственно, в его собственном бытии, а не как нечто, что нужно использовать, бояться, изменять.

Также Б-познание неразрывно связано с Б-любовью. Только любящее отношение может дать нам наиболее целостное и полное восприятие объекта познания, будь то весь мир или другой человек. Если мы любим другого, то можем воспринимать его опять-таки через глубину – ведь именно там происходит настоящая Встреча с другими людьми.

Ощущение целостности неразрывно связано с понятием соборности. Группу людей, связанных глубинной, бытийной любовью и достигших уровня восприятия целого и себя как его части, можно уподобить лесу, где каждое дерево шумит по-своему, но все вместе они составляют голос леса. При таком единстве человек не утрачивает свою индивидуальность, а вливается своим уникальным голосом в общую гармонию мира. Это и есть соборность.

Таким образом, через раскрытие своей собственной глубины, понимание неразрывности себя со всем миром, можно достичь настоящего единения с другими людьми.

Прислушайся к шуму осеннего леса –
Замри у сосны, у рябины постой,
Откроется тайны сей дивной завеса,
На землю падет солнца луч золотой.

И каждого дерева голос особый
Сольется в гармонию леса души,
Проникнись, в себя погрузиться попробуй,
И песнь глубины ты услышишь в тиши.

(10.11.03)

Вернуться к статьям


Hosted by uCoz