Тема «Значение здоровья в жизни человека»

Цели занятия

  1. Введение в проблематику здоровья
  2. Выявление и определение критериев здоровья
  3. Знакомство с моделью развития личности «Цветок потенциалов»
  4. Повышение интереса к собственному здоровью

Материалы

  1. Бланки методики «Ранжирование ценностей»
  2. Отрывки с информацией на листочках
  3. Лепестки «Цветка потенциалов»
  4. Энциклопедия айкидо – на видеокассете
  5. «Этюды оптимизма» (инвалиды поднимаются на Казбек) – на видеокассете
  6. Шифрин в передаче «Тема» – на видеокассете
  7. Про наркотики – на видеокассете
  8. Про курение – на видеокассете

План занятия

Содержание Время
1 Ранжирование ценностей для определения места здоровья в иерархии ценностей, обсуждение 10 мин
2 Дискуссия «Определение критериев здоровья» 10 мин
3 Обзор патологии здоровья: наркомания и курение 10 мин
4 Рассказ о критериях здоровья на основе достоверных научных данных. Рассмотрение компонентов здоровья. 10 мин
5 Универсальная модель развития личности «Цветок потенциалов» 10 мин
6 Работа с информационными отрывками, обсуждение и обобщение полученной информации 20 мин
7 Просмотр фильма «Этюды оптимизма» 10 мин
8 Рефлексия занятия 10 мин

Содержание занятия

1. Ранжирование ценностей

Методика «Ранжирование ценностей» (см. Приложение) предлагается для определения места здоровья в иерархии ценностей у учащихся.

Инструкция: перед вами список ценностей. Подумайте и выберите ту ценность, которая вам кажется наиболее важной. Поставьте справа от нее число 1. Далее проделайте эту процедуру со всеми остальными ценностями из списка.

По выполнении учащимися этого задания, предлагается обратить внимание на место здоровья в иерархии ценностей, обсудить в группе полученные результаты. Можно рассказать, что подобное исследование на взрослых выявило первостепенную ценность здоровья перед всеми остальными. Ввести учащихся в тему сегодняшнего занятия: «Значение здоровья в жизни человека»

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему большинство из вас так низко (высоко) оценило значимость здоровья?
  2. Что (кто), по-вашему, влияет на значимость здоровья для человека?
  3. Устраивает ли вас ваше состояние здоровья на настоящий момент?

2. Дискуссия «Определение критериев здоровья»

В результате обсуждения важности здоровья в жизни человека, выйти на необходимость определить критерии здоровья. Вместе с группой учащихся «набросать» критерии здоровья на листке А3 или на доске (ведущий в роли секретаря). Обсуждать с группой все предложенные ей варианты критериев.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какого человека можно назвать здоровым?
  2. Есть ли здоровые люди?
  3. Насколько важен данный критерий?
  4. Все ли с этим согласны?

После обсуждения ознакомить учащихся с данными исследования:

В дипломной работе 3. А. Федичкиной наряду с другими аспектами здоровья изучалось и понимание сущности критериев психического здоровья школьниками. Исследование проводилось на базе трех средних школ С.-Петербурга. В нем приняли участие 20 шестиклассников (10 мальчиков, 10 девочек), 28 девятиклассников (11 мальчиков, 17 девочек) и 27 учащихся одиннадцатого класса (11 мальчиков, 16 девочек). Приведем основные результаты данной работы. Особая роль в понимании психического здоровья школьниками младших классов (и мальчиками, и девочками) отводится благополучию в эмоциональной сфере. Роль способности регулировать свое поведение в шесть раз чаще была отмечена учащимися одиннадцатого класса по сравнению с шестиклассниками. Учащимся предлагалось выбрать из списка, включавшего в себя 95 черт характера, те, которые, по их мнению, соответствуют психически здоровому человеку. Показательно, что в шестом классе из общего списка было выбрано 39 черт, в девятом и одиннадцатом — 68 и 80 соответственно. Ученики одиннадцатого класса, выбравшие наиболее широкий спектр черт характера, вместе с тем по ряду качеств не показали ни одного предпочтения. Тем самым они как бы очертили свой набор признаков, соответствующих психическому нездоровью. В него вошли: агрессивность, частое обращение за помощью, стыдливость, недостаток настойчивости в преодолении трудностей, шаблонность, отсутствие цели, невозможность владеть своими действиями, неумение подчинять свои действия правилам общежития, трусость, малодушие. Если среди наиболее важных причин, нарушающих психическое здоровье, шестиклассники ставят на первое место неблагополучие в сфере общения, то ученики одиннадцатого класса — неблагополучие в сфере эмоций. Среди других причин назывались неблагополучие в жизни, неудовлетворенность собой. Понимание важности формирования психического здоровья среди трех групп учащихся распределилось следующим образом: шестиклассники -- 52%, девятиклассники -- 33%, одиннадцатиклассники — 45%.

(«Психология здоровья» под ред. Г. С. Никифорова, С-Пб 2000 г.)

3. Патология здоровья

Просмотр видео про наркоманию и табакокурение. Рассказ об эндорфинах.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему наркоман не может «завязать»?
  2. Каков вред курения?

4. Критерии здоровья

Говоря о критериях здоровья, имеет смысл рассмотреть компоненты здоровья отдельно: физический и психический.

Физический компонент обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Что необходимо знать об этом компоненте?

  1. Необходимость в двигательной активности. Развитие сердечно-сосудистой системы, врожденная потребность в двигательной активности, мышцы – аккумуляторы энергии, преодоление лени.
  2. Резервные мощности организма (Амосов). Наличие резервных мощностей – критерий физического здоровья, организм в экстремальных ситуациях использует свои резервы (если они есть).
  3. Самооценка физического здоровья. Функциональные пробы: задержки дыхания (Штанге, Генча), проба Мартинета (восстановление ЧСС после нагрузки).

Психический компонент обусловлен свойствами психики человека. Что необходимо знать об этом компоненте?

  1. Потребность в сохранении индивидуальности, тождественности самому себе.
  2. Гармоничность личности – правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией.
  3. Стрессогенные факторы. Их влияние на психическое здоровье, умение снимать стресс.
  4. Потребность в единении с другими людьми. Гармония отношений личности, референтная группа.

5. Универсальная модель развития личности «Цветок потенциалов» (В. А. Ананьев)

Ознакомить учащихся с данной моделью, используя наглядный материал и эту информацию:

Целостное представление о возможностях гармоничного развития личности разрабатывается в нашей стране в рамках нового научного направления «Психология здоровья» на базе кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена под руководством заведующего этой кафедрой, профессора В.А. Ананьева. Авторами монографии разработана концептуальная универсальная модель развития личности «Цветок потенциалов». Это органично-целостная система теоретико-практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями. Модель символически представлена в виде цветка (правильнее — «венка»), семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного, поведенческого, социального, эмоционального и интеллектуального здоровья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать в формировании здоровой и благополучной личности школьника. Таким образом, цель практической работы — создание условий для максимального раскрытия каждого из семи потенциалов. Рассмотрим их.

1. ПОТЕНЦИАЛ РАЗУМА (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться (ум — это инструмент, которым надо уметь пользоваться с умом); умение приобретать объективные знания о зависимостях к табакокурению, алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам.

Дефицит информации в области психологии здоровья существенно ограничивает возможности в становлении ребенка зрелой личностью. Дозированная информация о легальных и нелегальных наркотиках не должна носить явно пропагандистский и навязчивый характер. Объективная информация о наркотиках не нуждается в «приукрашивании». Правда о наркогенных веществах сама по себе зловеща. Задача — развеять привлекательность мифов о наркотиках, которые создают их продавцы, заинтересованные в наживе за счет здоровья и жизни детей и подростков.

Цель: Обеспечение детей объективной информацией о действии легальных и нелегальных наркотиков, формирование собственного отношения к этой проблеме, знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития наркологических заболеваний во всех аспектах, принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость, обучение подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (возможно, и с ним самим) при употреблении наркосодержащих веществ.

Поиск альтернативных употреблению наркотических веществ способов получения удовольствия, решения проблем и времяпровождения.

2. ПОТЕНЦИАЛ ВОЛИ (личностный аспект здоровья) — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности, которые могут вести к наркотической или другим зависимостям, обусловливает необходимость рассмотреть элементы зависимого поведения. Обсуждение причин зависимого поведения и пробуждение осознания того, что пристрастие и зависимость — это те темы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, т. е. они являются составными частями нашей жизни.

Цель: Побуждение школьников к изучению особенностей собственной личности, сильных и слабых ее сторон, «Я-концепции» (самооценки), стратегий достижения успеха; к пониманию своих ролей и возможных способов реализации себя через эти роли; к заботе о себе. Формирование развитой концепции самосознания у подростка, собственной системы ценностей, установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее. Формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор. Изучение и понимание связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общением, семейными взаимоотношениями, стрессом и путями его преодоления. Выработка навыков постановки тактических и стратегических целей, выбора путей и возможностей их достижения, соединение целей жизни со смыслом существования. Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их, не позволять обстоятельствам управлять собой, а учиться управлять собой в кризисных обстоятельствах. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

3. ПОТЕНЦИАЛ ЧУВСТВ (эмоциональный аспект здоровья) — способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

Восприятие и выражение чувств — одна из важных тем нашей работы. Как проявляются гнев, страх, симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу рассказать о моих эмоциях другим? Имею ли я право показать свою слабость? Другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает, что растет внутреннее напряжение, и для того чтобы облегчить свое состояние, могут быть использованы и наркотики.

Цель: Формирование умения сопереживать окружающим и понимать их чувства, выработка навыков узнавания и дифференцирования собственных эмоций, повышение «эмоционального» интеллекта, «культивирование» чувств, что означает не сдерживание эмоциональных проявлений, а цивилизованное выражение их. Умение элиминировать чувства вины, страха, неуверенности в себе.

4. ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛА (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство личности.

Эмоциональные проявления тесно связаны с телесными ощущениями. Наличие психологических проблем отражается на телесном самочувствии. Угнетенность психическая всегда выражается в угнетенности телесной. Задача заключается в гармоничной работе по решению психологических трудностей совместно с телесным освобождением (работа «сверху» и «снизу» одновременно). Телесная память очень прочно «впечатывает» в физиологию человека любые реакции, но особенно реакции на психические травмы. Наличие мышечных зажимов не позволяет человеку получать удовольствие, а это ведет к поиску стимульного, порой наркогенного, материала, способного эти мышечные зажимы снять.

Цель: Познание своего тела, изучение языка тела — «системы раннего оповещения», собственной «телесной географии» эмоциональных проявлений; умение контролировать и устранять мышечные зажимы, быть устойчивым, гибким, спонтанным; обучение методам психосоматической саморегуляции как конструктивной форме снятия последствий стресса; получение удовольствия во взаимодействии с телом через спорт, танцы.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (социальный аспект здоровья) — способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.

Неспособность к разрешению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить провоцирующим фактором к употреблению наркотиков. Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем употребления наркотических средств уйти от решения проблем и конфликтов. Умение поговорить друг с другом, возможность доверить кому-либо свои проблемы, выслушать другого и знать, где и у кого можно получить помощь — важнейшие элементы профилактики зависимости.

Общественный потенциал личности содержит в себе радости жизни и жизненные разочарования. Поэтому при раскрытии его основное внимание уделяется возможностям в организации повседневной жизни. Как я провожу свое свободное время? Что доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем окружении (школа, молодежный центр и т. д.) то, что мне не нравится? Здесь важную роль играют возрастные группы. Поэтому представленные здесь методы обусловлены следующими темами и вопросами: Как я ощущаю себя в группе? Какую роль я беру на себя в группе? Как мы в группе ведем себя по отношению к «чужакам»? и т. д.

Цель: Помочь в социальной адаптации подростка. Научить устанавливать контакты с другими, развивать партнерские отношения, строить эффективное, взаимообогащающее общение; принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим, быть способным обратиться при необходимости за помощью к другим.

б. КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, стремление творчески самовыражаться в жизнедеятельности.

Креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, преодолевать стереотипы. Мир меняется ежемоментно и вынуждает нас ежемоментно порождать новые способы приспособления к нему.

Закостенелость, шаблонность учебных программ, рутинность выполнения школьных задач все это приводит к скучному, с точки зрения подростка, существованию. Для творческой жизни необходимы условия свободы, для создания таких условий надо прилагать усилия. Зачем напрягаться, когда есть возможность без особых усилий вдохнуть клей «Момент» и «посмотреть мультики», уколоться и войти в бесподобный иллюзорный мир галлюцинаций, где за тебя творит наркотик? Что мешает научиться творить без допинга?

Цель: Развить способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи посредством развитого доверия к творческой части своей личности, предоставления ей полной свободы в этой деятельности; научить генерировать оригинальные идеи, «опрокидывать» стандарты, придавать завершенный вид продуктам своего мышления.

7. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (духовный аспект здоровья) — способность развивать духовную природу человека, выражать высшие ценности в жизни.

Выражать значит делать, творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить об этом. Любовь исчезнет, если исчезнут любящие люди.

— Можно ли научить человека добродетели? — был задан вопрос Сократу. — Добродетели? Никогда! — ответил он.

Добродетель уже исходно записана на скрижалях нашей души (Новый Завет). Следовательно, основная задача лиц, помогающих профессий создавать условия ее для реализации в жизни. Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной премудрости». Чтобы он пророс, необходимо создавать особые условия, в которых школьник сможет ощутить, прожить эти состояния добра, любви, справедливости. Лекции на тему любви не делают людей любящими, они могут только вдохновить на такой подвиг. Опустошенность жизни наступает тогда, когда у человека нет возможности прочувствовать собственную добродетель, когда доступ к ней блокирован педагогическими условностями. Снять их помогает наркотик? Возможно, он дает доступ к всеобъемлющей любви в человеке. Можно ли обойтись без него? Конечно.

Раскрытие духовного потенциала — одна из немногих возможностей компенсировать наркотический бред «высшего состояния».

Цель: С помощью фасилитарного подхода, создания атмосферы принятия каждого, метода священного безмолвия (исихазм) открыть доступ к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт проживания высших состояний любви к себе, ближнему и к миру в целом.

(«Социально-психологический мониторинг школьной среды» В. А. Ананьев)

Вопросы для обсуждения:

1. Какова, по-вашему, роль каждого лепестка?

2. Как можно определить гармоничное развитие человека, исходя из этой модели?

3. Как вы считаете, какой потенциал у вас более (менее) развит?

6. Работа с информационными отрывками

Учащимся раздаются листочки с информацией (см. Приложение) по теме «Здоровье человека». Им дается 5 мин на самостоятельное прочтение информации. Потом каждый докладывает то, что он прочитал. Если возникает непонимание, то ведущий поясняет. Совместно определяется к какому аспекту здоровья относится информация и листочек кладется на соответствующий лепесток «Цветка потенциалов». Таким образом, распределяются все листочки. Вся полученная информация обобщается ведущим.

7. Просмотр фильма «Этюды оптимизма»

Фильм демонстрируется как пример преодоления себя, необходимости наличия духовных ценностей и смысла.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему каждый из них принимал участие в этом восхождении?
  2. Здоровы ли эти люди?

8. Рефлексия занятия

Подведение итогов всему, что было на сегодняшнем занятии. Оценка эффективности и удовлетворенности от занятия, практической значимости полученной информации.

Приложение

Характеристики здорового человека (по А. Маслоу)

  1. Расширенное восприятие реальности
  2. Высокий уровень принятия себя, других и природы
  3. Высокий уровень спонтанности
  4. Центрация на проблеме, а не на себе
  5. Повышенное стремление к обособленности и потребность в личном пространстве и уединении
  6. Повышенная автономия, сопротивление «Окультуриванию»
  7. Свежесть оценок и богатство эмоций
  8. Высокая частота пиковых переживаний
  9. Усиленная идентификация с человеческим родом
  10. Улучшенные межличностные отношения
  11. Более демократичная структура характера
  12. Очень высокий уровень креативности
  13. Соответствующие изменения в системе ценностей

Критерии психического здоровья (по Б. С. Братусю)

  1. Соответствие субъективных образов отраженным объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий.
  2. Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.
  3. Адаптивность в микросоциальных отношениях.
  4. Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижениях.

Основные качества человека достигшего здорового самовыражения (по Р. Мэю)

  1. Спонтанность – самое очевидное качество личности, научившейся самовыражаться. Спонтанность ценится как добродетель, так как показывает, что человек интегрировал глубинные слои своей личности. Он пришел к согласию со своей инстинктивной жизнью. Спонтанный человек вовлекает в действие большую часть своей личности в целом. Это само по себе доказывает, что он достиг высокой степени личного здоровья.
  2. Искренность. Быть искренним – значит говорить и жить из глубины своей личности; люди называют такое поведение проявлением «истинного лица», что опять таки означает выражение большей части целостной личности. Спонтанность и искренность, в конце концов, всего лишь формы элементарной честности. Тот, кто научился быть честным, тот овладел секретами личностного здоровья. Говорить, поступать, жить из глубины целостной личности – вот идеал.
  3. Самобытность. Каждая личность уникальна и отличается от всех других личностей, которые когда-либо жили. Когда человек достигает своей уникальной индивидуальности, он становится автономной, подлинной личностью, руководимой изнутри. Это и делает такого человека самобытным. Его реакциям свойственна определенная новизна, он передвигается по жизни легко, направляемый свежим дуновением творчества. Тот, кто достиг самобытности, лучше подготовлен к встрече с непредсказуемыми ситуациями жизни. Он становится частью бесконечного творчества жизненного процесса, и это выражается в его собственной уникальной креативности. Он черпает вдохновение из глубин своей души, и именно это придает силу и убедительность его личности.

Зрелая личность

  1. поступает так, чтобы «заслужить любовь ближнего своего»;
  2. делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
  3. автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что она может содержать предложения для самосовершенствования;
  4. не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;
  5. несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;
  6. проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;
  7. адекватно воспринимает и относится к реальности, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;
  8. способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);
  9. не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;
  10. обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;
  11. независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;
  12. не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности;
  13. не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;
  14. постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;
  15. способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;
  16. обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
  17. живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;
  18. имеет опыт переживания высших состояний;
  19. сфокусирована на проблемах вне себя;
  20. терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
  21. обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;
  22. обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи, ее оценка отличается свежестью;
  23. демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;
  24. обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит недостатки его;
  25. креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;
  26. черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;
  27. составляет разумный план и старается по порядку его реализовать.

Нормальная ненормальность

Все данные, которыми мы располагаем (главным образом клинические, но также и некоторые другие), говорят о том, что практически в каждом человеке и, безусловно, почти в каждом новорожденном младенце резонно предположить наличие активного стремления к здоровью, импульса к росту, к актуализации человеческих потенций. Но сразу же мы сталкиваемся с весьма огорчительным осознанием того, как мало людей действительно реализуют их. Только небольшая часть населения достигает точки идентичности, самости, полной человечности, самоактуализации и т.п. — даже в американском обществе, одном из относительно наиболее благополучных на Земле. В этом наш большой парадокс. Мы обладаем импульсом к полному развитию человечности в нас. Так почему же это не происходит чаще? Что тормозит этот процесс?

В этом наш новый подход к проблеме человечности, сочетающий признание высоких возможностей человека с глубоким сожалением по поводу того, что они так редко актуализируются. Этот подход контрастирует с «реалистическим» принятием и рассмотрением как нормы того, что имеет место. При этом получается, что нормальность с описательной точки зрения, с точки зрения свободной от ценностей науки — то есть средний уровень – представляет собой лучшее, на что мы можем рассчитывать, и, значит, мы должны им довольствоваться. С моей точки зрения, такая нормальность — это скорее вид болезни, или задержки развития, или уродства, которым мы все страдаем и потому не замечаем его. Вспоминаю старый учебник по аномальной психологии, которым я пользовался, будучи студентом. Это была ужасная книга, но в ней был замечательный фронтиспис. На нижней половине картинки были изображены младенцы — розовые, восторженные, невинные, любвеобильные. А сверху были показаны пассажиры в вагоне метро — мрачные, серые, угрюмые, раздраженные. Подпись гласила: «Что случилось?». Именно об этом я и веду речь.

А. Маслоу

Центр удовольствия

В одном из исследований, ныне широко известном, Дж. Олдс (Olds, 1955) обнаружил с помощью электродов, вживленных в септальную область головного мозга, что там находится настоящий «центр удовольствия». Когда для белой крысы были организованы такие условия, что она могла стимулировать свой мозг через эти электроды, она повторяла самостимуляцию вновь и вновь — пока электроды находились в этом центре удовольствия. Нет необходимости добавлять, что зоны неприятных ощущений или боли также были открыты и что при подсоединении электродов к ним животное, получив возможность стимулировать себя, отказывалось делать это. Что же касается стимуляции центра удовольствия, то она явно была настолько «ценной» (или желательной, или подкрепляющей, или вознаграждающей, или доставляющей удовольствие — можно найти и другие слова для описания этой ситуации), что животное отказывалось от любого из известных реальных внешних удовольствий — от пищи, от всего, чего угодно. У нас сейчас достаточно параллельных данных, касающихся человека, чтобы предположить наличие у него субъективных переживаний удовольствия, которые могут быть получены таким же образом.

А. Маслоу

Внутренние сигналы

Размышления в этом направлении имели для меня особое преимущество; они привлекли мое внимание к тому, что я вначале назвал «голосами импульсов», но что лучше было бы назвать более общо, например «внутренними сигналами» (или стимулами). Ранее я не вполне понимал, что при большинстве неврозов, так же как и при многих других расстройствах, внутренние сигналы ослабевают или даже совсем исчезают (как у больных с тяжелыми формами навязчивых состояний), перестают быть слышимыми либо не могут быть услышаны. В пределе мы получаем индивида с «пустым опытом», с пустым внутренним миром, получаем зомби. Открытие самости, своего Я, обязательно должно включать открытие способности иметь и воспринимать эти внутренние сигналы, знать, что и кто тебе нравится, а что и кто не нравится, что доставляет удовольствие, а что нет, когда принимать пищу, а когда не надо, когда спать, когда отдыхать.

Индивид с пустым опытом, не имея этих указаний изнутри, этих голосов своего действительного Я, должен обратиться за руководством к внешним сигналам, например принимать пищу, посмотрев на часы, а не исходя из своего аппетита (который у него отсутствует). Он подчиняется часам, правилам, календарям, расписаниям, сигналам и намекам других людей.

Очевидно, что здоровый организм сам дает ясные и громкие сигналы относительно того, что он, организм, предпочитает, или выбирает, или признает желательным положением дел.

А. Маслоу

Обученная беспомощность

Определенный тип отказа от поиска получил название обученной беспомощности. Это важный и интересный феномен. Первые исследования были проведены на животных. Их помещали в клетку, через пол которой пропускали небольшой, но чувствительный заряд электрического тока, систематически, но с неравными промежутками времени. Таким образом, животное никогда не могло чувствовать себя в безопасности. Вначале после каждого удара током оно металось по камере в поисках спасения. Потом, как бы убедившись, что спасения нет и все усилия бесполезны, животное замирало, забивалось в угол камеры и с покорной безнадежностью ожидало следующего наказания. Это был типичный отказ от поиска, и животное расплачивалось за это своим здоровьем: у него выпадала шерсть (а остатки ее становились дыбом), появлялись желудочно-кишечные расстройства и язва желудка, снижался аппетит, повышалось артериальное давление. Но обученной беспомощностью этот феномен был назван потому, что в этом состоянии животное не могло воспользоваться возможностями для спасения, даже если они неожиданно появлялись: если в клетку помещался рычаг, нажатие на который выключало ток, животное этого не делало. В то же время наивное животное, еще не прошедшее длительного участия в эксперименте, быстро пробовало нажать на рычаг и тем самым начинало контролировать ситуацию. Следовательно, при выработке обученной беспомощности животное учили, что от его поведения ничего не зависит.

В. Ротенберг

Поисковая активность и здоровье

Что же такое поисковое поведение? Это активное поведение в условиях неопределенности, когда человек не имеет возможности со стопроцентной уверенностью прогнозировать результаты своей активности, не сможет сказать наверняка: будут ли они успешными или нет. Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению черты поискового, тогда как полная уверенность в результате делает поведение автоматическим и стереотипным.

Отказ от поиска снижает сопротивляемость организма, даже если сам этот отказ не сопровождается отрицательными эмоциями. В этом фундаментальном законе, связывающем поисковое поведение со здоровьем, заложен глубокий философский смысл. Поисковая активность сама по себе требует серьезных усилий и больших энергетических затрат. Она толкает человека или животное на поиск неизведанного, нового, необычного, даже потенциально опасного. Легче – не искать, легче жить по стереотипам, заранее безошибочно предугадывая последствия каждого шага. Но если каждый член сообщества откажется от поиска, то не только он остановится в своем внутреннем развитии – остановится прогресс всей популяции в целом, остановится, если говорить о человеческом обществе, развитие цивилизации.

По-видимому, именно для того чтобы как-то скомпенсировать и оправдать все сложности и неудобства, причиняемые человеку его поисковым поведением, оно и оказалось так тесно связанным со здоровьем. Здоровье – та золотая монета, которой природа расплачивается за готовность к риску (в том числе интеллектуальному). Недаром специальное исследование показало, что большинство выдающихся людей, удостоенных за свои достижения упоминания в энциклопедиях, жили дольше, чем в среднем их современники. Понятно и сохранение здоровья у узников в концлагерях – это результат их безостановочной повседневной борьбы за сохранение жизни и достоинства. Такая борьба в условиях лагеря требовала высокой поисковой активности. Понятно и происхождение болезней достижения: если человек по доброй воле прекращает поисковое поведение, особенно если оно раньше было очень выражено, такой перепад серьезно бьет по здоровью.

Важно понять, что сам процесс поиска имеет большее значение для здоровья, чем его прагматический результат. Можно не прийти к успешному решению проблемы, но пока продолжается процесс поиска, сохраняется здоровье и сохраняется надежда. Отказ от поиска убивает то и другое.

В. Ротенберг

Духовные ценности

Принятие здорового образа жизни не станет естественной, не подверженной случайным колебаниям формой жизнедеятельности без обретения веры в приоритет духовного начала над потребительской философией. «Ничто не может отрицать неслыханной материальной пользы от науки и техники, но наши главные человеческие проблемы остаются неразрешенными: мы по-прежнему сталкиваемся с теми же, если не с большими, страданиями, страхами и стрессами. Поэтому вполне логично попытаться установить равновесие между прогрессом в материальной сфере, с одной стороны, и развитием духовных, общечеловеческих ценностей — с другой. Для того чтобы осуществить это важнейшее согласование, нам надо возродить наши гуманистические ценности. Наиболее типичные причины несчастья людей К. Гельвеции (1938) видит в незнании того, как мало им в сущности нужно, чтобы быть счастливыми, и в обременении себя тяжестью мнимых потребностей и безграничных желаний. Реализация идеи психического здоровья потребует от общества пересмотра укоренившихся в нем, но не оправдавших себя традиций и приоритетов в сфере воспитания и образования, профессиональной занятости, организации досуга и отдыха, индустрии питания и др.

Г. С. Никифоров

Критерии здоровья

Один из вполне оправданных путей экспериментального развития обсуждаемой темы заключается в выяснении представления людей о самом понятии психического здоровья, признаках его проявления, в целом их отношения к проблеме собственного здоровья. Так, в исследовании Р. К. Назырова и А. Г. Кандинского (1992) был применен опросник, предназначенный для изучения отношения испытуемых к здоровью, в том числе психическому здоровью. Было обследовано 100 жителей г. Тюмени в возрасте от 21 года до 50 лет (19 мужчин и 81 женщина), практически здоровых, активно работающих и не проходивших стационарного лечения в течение последнего года. Все испытуемые имели высшее образование и были представителями различных профессий. В результате эксперимента выяснилось, что основная группа (85% опрошенных) в той или иной мере озабочена собственным здоровьем. Однако это не приводит к реализации целенаправленного поведения, ориентированного на оздоровление. На вопрос о том, предпринимают ли они меры, чтобы сохранить свое здоровье, 50% ответили, что, к сожалению, делают это эпизодически, а 40% – очень редко, так как не хватает времени. В результате авторы исследования пришли к выводу о наличии у обследованных озабоченности собственным здоровьем в сочетании с практически полной пассивностью в отношении своего оздоровления. На той же группе испытуемых была предпринята попытка выяснить, что считается критериями психического здоровья. Распределение ответов на вопрос «почему я психически здоров» дало следующие результаты: «потому что я способен себя контролировать и не доводить до нервного срыва» (положительно ответили 39 человек); «потому что я способен полноценно жить и радоваться жизни» (30 человек); «потому что я не состою на учете у психиатра» (17 человек); «потому что я не сумасшедший» (14 человек); «потому что у меня нет необходимости обращаться к психиатрам» (13 человек); «потому что у меня нет странностей в поведении» (6 человек); «потому что у меня нет таких состояний, как постоянное чувство тревоги, страх, депрессия» (4 человека).

Г. С. Никифоров

Концепция позитивной психотерапии

Согласно концепции позитивной психотерапии здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из возникших трудностей. Определение здоровья предлагается рассматривать через модель четырех сфер переработки конфликта. Тот, кто равномерно распределяет свою энергию по таким сферам, как тело, деятельность, контакты и фантазии (будущее), тот имеет все шансы сохранять и развивать здоровье. Таким образом, в задачу человека входит умение гармонично распределять энергию по всем сферам, так, чтобы он 25% своей энергии (не обязательно времени) посвятил своим физическим потребностям, 25% — направил на свою деятельность, будь то профессиональный труд или домашняя работа, 25% — на межличностное общение (семья, друзья, коллеги) и 25% энергии отдавал интуиции, фантазии, мыслям о будущем, о смысле жизни и религиозно-духовным исканиям (то есть чтобы посвятил это время одиночеству, общению с самим собой). Подобная схема может рассматриваться как идеальная, к которой стоит ежедневно стремиться.

Пезешкиан

Чувство идентичности

Одним из критических периодов становления зрелой личности является пубертатный кризис, связанный, по мнению Э. Эриксона, с формированием чувства идентичности подростка. Основным вопросом в этот период является: «Кто я есть на самом деле?». Ответ на этот вопрос связан с осознанием своего подлинного Я, отличием своего Я от других, разотождествлением себя с различными ролевыми масками. По мнению Эриксона, к завершению периода юности человек, как правило, прочно осознает свою личную идентичность. Если этого не происходит, то развивается либо расплывчатость собственного Я, либо даже расщепление его. Невозможность самоидентифицироваться проявляется в социально-психологической дезадаптации: тревожности, неуверенности, растерянности, проблемах, связанных с выбором. Эриксон выделяет четыре основных пути развития неадекватной идентичности.

  1. Уход от близких взаимоотношений: стремление избежать тесных доверительных контактов, боязнь утратить в них собственную идентичность. Человек либо входит с людьми в формальные, стереотипные контакты, либо стремится самоизолироваться.
  2. Размывание времени: неспособность к планированию будущего, утрата ощущения времени, боязнь повзросления и возможности перемен.
  3. Размывание способности к продуктивной работе: невозможность эффективного использования своего потенциала в какой-либо деятельности (неспособность сосредоточиться на работе или учебе либо уход в какую-то одну работу и пренебрежение всем остальным).
  4. Негативная идентичность: презрение, враждебность по отношению к роли, которая поощряется семьей или значимым окружением подростка, принятие прямо противоположной роли.

Э. Эриксон

Помогающие отношения

Я обнаружил следующее: чем искреннее я в отношениях, тем полезнее они для клиента. Это значит, что я должен как можно больше знать о своих чувствах, нежели внешне демонстрировать одно отношение, а на более глубоком или неосознаваемом уровне скрывать другое. Искренность включает в себя стремление к выражению в речи и поведении различных чувств и отношений, которые я испытываю. Только таким образом отношения могут стать откровенными, а откровенность чрезвычайно важна. Это первое условие. Только обеспечив искреннее отношение к самому себе, можно способствовать тому, чтобы и другой человек смог обрести его по отношению к себе. Искренние отношения очень важны.

Второе условие заключается в следующем: чем больше я расположен к человеку, чем больше я принимаю его, тем вернее, что я смогу создать такие отношения, которые будут ему полезны. Под принятием я подразумеваю теплое отношение к нему как к человеку, который, безусловно, обладает ценностью независимо от его состояния, поведения или чувств. Принятие означает уважение и расположение к человеку как к отдельной личности, желание того, чтобы у него были собственные чувства. Такое принятие каждого меняющегося аспекта другого человека создает для него ощущение теплоты и безопасности, а безопасность является очень важной и необходимой для признания себя как личности составляющей помогающих отношений.

Также я обнаружил, что отношения важны для усиления моего постоянного стремления к пониманию — тонкой эмпатии к каждому чувству и высказыванию клиента, как он сам воспринимает их в настоящий момент. Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам ужасными или неинтересными, сентиментальными или эксцентричными, только когда я смотрю на них вашими глазами и принимаю и их, и вас, только тогда вы становитесь по-настоящему свободными для того, чтобы исследовать самые укромные уголки и пугающие трещины своего внутреннего и часто скрытого опыта.

Таким образом, эти помогающие отношения характеризуются некоторой прозрачностью с моей стороны, когда мои чувства очевидны; принятием другого человека как ценности; глубоким эмпатическим пониманием, которое позволяет человеку увидеть свой собственный мир своими глазами. Если эти условия достигаются, я становлюсь спутником, сопровождающим клиента в пугающем его поиске себя, который с моей помощью он свободно совершает.

К. Роджерс

Потребность в единении

Человек осознает свое одиночество и необходимость приобщиться к чему-либо вне себя. Единение с другими живыми существами, приобщенность к ним, является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека. У подростка эта потребность проявляется в поиске референтной группы – группы, ценности которой он принимает и на которые ориентируется. Очень редко это бывает учебный класс, чаще – дворовая компания. Обычно, в таких компаниях единение людей осуществляется за счет власти и подчинения: сильный подросток подчиняет себе более слабых. Приобщенность к такой компании выступает как симбиоз. Участники таких отношений утрачивают свою целостность и свободу: они зависят друг от друга и живут за счет другого. Покинуть компанию почти невозможно, т. к. чувство изолированности больше страшит подростка, нежели унижение, которое он испытывает, подчиняясь лидеру.

Единственное чувство, удовлетворяющее потребность в единении и вместе с тем дающее ощущение целостности и индивидуальности, – любовь. Любовь – это объединение с кем-либо или с чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного «Я». Подростку нужна группа, в которой он мог бы реализовать свою индивидуальность, мог бы рассчитывать на помощь и поддержку со стороны других членов группы. Такая группа стихийно не возникает, поэтому педагогам необходимо формировать ее в школах, создавать условия психологической безопасности.

Потребность в творчестве

Наряду с потребностью в единении с другими людьми, у человека есть потребность в творчестве, в созидании чего-либо. Его не может удовлетворить пассивное существование. «В акте творчества человек выходит за пределы, предназначенные ему как твари, поднимается над пассивностью и случайностью своего существования, вступает в царство целеустремленности и свободы» Если же он не способен к созиданию, то он начинает разрушать. Разрушение также как и созидание выводит человека из состояния пассивности. У подростка оно проявляется в разрушительном поведении. При таком поведении он проявляет агрессию к сверстникам, взрослым и окружающим предметам: дерется, ругается (вербальная агрессия), ломает, бьет… При неудовлетворенной потребности в созидании, разрушение всего вокруг происходит как бы беспричинно, от скуки. Этим подросток не только причиняет боль окружающим людям, но и сам очень страдает, часто даже не осознавая своего страдания.

Потребность в самотождественности

Говоря о потребности в единении с другими людьми, я упоминал, что единение должно осуществляться при условии сохранения своей индивидуальности. Сохранение индивидуальности, тождественности самому себе – еще одна важная потребность человека. В отличие от животного, человек обладает самосознанием, он может формировать представление о самом себе. Для него имеет большое значение найти ответ на вопрос «Кто Я?», ощущать себя как индивидуальность. К сожалению, не все люди достигают чувства самотождественности. Некоторые (если не многие) находят различные заменители этого чувства, отождествляя себя с нацией, религией, родом занятий и пр.: «Я – русский», «Я – ученик»… «Поскольку, при отсутствии чувства «Я» невозможно сохранить душевное здоровье, человек вынужден делать чуть ли не все, лишь бы обрести это чувство». Тогда чувство «Я» обретается путем отождествления себя с какой-то группой (стадом), появляется стремление достичь общественного положения, не отличаться от остальных.

Обращение к собственному «Я», формирование «Я-концепции» у человека начинается в подростковом возрасте. Подросток стремится понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие. Если в референтной группе сверстников не поощряется индивидуальность подростка, ограничиваются его возможности проявить себя, подавляется активность, поощряется поведение «как все», то, скорее всего, его чувство «Я» останется неразвитым, а на его месте сформируется стремление к конформизму и стадному поведению.

Потребность в системе ориентации

У человека существует потребность в интеллектуальной ориентировке в окружающем мире. Явления, которые он видит вокруг себя, человек включает в определенную систему, понятную для него. Формирующаяся у него при этом картина мира может быть иллюзорной (он может думать, что Земля плоская и стоит на трех китах), но потребность в системе ориентации будет удовлетворена. Совершенно очевидно, что объективность картины мира человека зависит от уровня развития его разума и знаний. Чем человек более развит, тем более он способен видеть мир, природу, других людей и самого себя такими, какие они есть.

Ориентировка нужна не только в окружающем мире, но также и в сфере общечеловеческих ценностей. Особая помощь в этом требуется подростку: попробовать дойти с ним до понимания необходимости разрешать противоречия человеческого бытия.

Вернуться к методикам

 

Hosted by uCoz