Развитие творческих возможностей (навык быстро и правильно принимать решение)

Цели занятия:

    1. Объяснить важность умения правильно оценивать ситуацию и быстро принимать правильные решения (особенно в экстремальных ситуациях, возможных в походе).
    2. Показать, что умственные способности подчиняются законам тренировки.
    3. Рассказать о способах такой тренировки.

Начать занятие можно со следующих упражнений, которые выполняются в командах от 4 до 7 человек.

Упражнение №1

Задание: ваша группа пришла на станцию. Двое участников задерживаются. Ваша электричка уже приближается, а следующая будет лишь через 3 часа.. У вас 20 сек, чтобы решить, что вы будете делать.

Упражнение №2

Задание: вы со своей командой находитесь в тёмном лабиринте. Как выйти из него, вы не знаете. Вы подошли к стене, где написан маршрут, по которому можно выйти из лабиринта, но у вас всего одна спичка, горящая 15 сек. Вы должны запомнить описание пути. У вас 1 мин. на подготовку к выполнению задания. Затем ведущий раздаёт листы с описанием маршрута и засекает 15 секунд.

Пример: идете прямо, через 300 шагов поворачиваете налево. Проходите три поворота налево, четвертый ваш. Затем пойдёте прямо и два раза направо. 200 шагов прямо, поворачиваете налево и идёте по нему, пока не упрётесь в стену. Справа будет дверь, через которую вы попадёте в коридор с множеством дверей. Через седьмую дверь слева вы попадёте на свободу. Поздравляем вас.

Упражнение №3

Задание: ребятам раздают спортивные карты, на которые нанесены пронумерованные контрольные пункты (8-10). Необходимо за 3о сек запомнить их расположение. После этого ребята переворачивают карты, а ведущий задаёт вопросы по поводу местоположения КП (например, какое КП расположено на пересечении просек и т.п.).

Примечание: чтобы связать это с практикой, можно объяснить, например, что при ориентировании на местности выигрывает во времени тот, кто запоминает опорные ориентиры, а не заглядывает постоянно в карту. Кроме того, карта может быть потеряна, и здесь пригодится умение запоминать маршрут.

После выполнения этих заданий необходимо обсудить, являлись ли принятые решения оптимальными, использовались ли возможности группы или каждый полагался лишь на себя, что мешало принять наилучшее решение.

Далее можно обратить внимание на то, что данные упражнения могут показаться лишь увлекательной игрой, но часто происходит так, что на практике человеку ещё сложнее принять правильное решение, и иногда это приводит к трагическому исходу, поэтому необходимо быть готовым к подобным ситуациям. А для этого нужно обладать гибкостью мышления и способностью моментально сконцентрироваться на проблеме.

И в походе, и в повседневной жизни иногда приходится принимать решения за ограниченное время, но необходимо особо отметить, что быстро не значит в ущерб качеству.

Умение думать можно и необходимо тренировать. А неработающий орган со временем просто атрофируется. Окружающий нас мир постоянно изменяется, и поэтому человек, не способной гибко реагировать на них, привыкший действовать лишь по стереотипу, обречен на постоянные неудачи.

Можете задать ребятам вопросы:

Люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему уму дополнительную нагрузку. А это в свою очередь происходит, когда мы перестаём искать новые решения, предпочитая использовать шаблоны (привычки), сужаем круг интересов, а ведь даже обычные ситуации дают возможность развивать мыслительные способности.

Далее предложите ребятам выполнить следующие упражнения.

Упражнение №4

Упражнение на внимание: Составить словесный портрет известного группе, но отсутствующего в данный момент человека, желательно детальный.

Упражнение №5

Перечислять по кругу числовые последовательности. Например: 2, 4, 6, 8, 10…

Упражнение №6

Упражнение №7

Тест из книжки Рогова (1) «Диагностика уровня интеллекта» стр.104. Сделать только осведомленность –1, числовые последовательности.

Упражнение №8

Предлагаются два слова, состоящие из одинакового количества букв. Необходимо выстроить цепочку слов от одного слова к другому так, чтобы каждое слово в цепочке отличалось от предыдущего только одной буквой. Переставлять буквы не разрешается, каждая буква должна стоять на своем месте ( например: бант – рант – рана – роса - коса.)

Итак, сварите СУП из РАКА и поставьте РОЗУ в ВАЗУ

Упражнение №9

В русской традиции число 7 является магическим. Составить поговорки где есть число семь.

Упражнение №10

Объясните изречения:

Подберите другие изречения сами.

Упражнение №11

Предлагаются какие-то необычные ситуации (например, вы вернулись из магазина и обнаружили, что дверь открыта). Придумайте возможные причины случившегося.

Упражнение №12

По кругу говорим предложение, но слова необходимо заменять на синонимы. То есть слова не должны повторяться, но смысл должен сохраниться.

Например: Нынешнее лето будет жарким. – Время года, идущее за весной, в этом сезоне ожидается знойным.

Упражнение №13

Найдите закономерность и впишите нужное слово:

 

 

Упражнение №14

Подберите слово, подходящее для окончания первого слова и начала второго:

Упражнение №15

Найдите синоним словам, стоящим за скобками:

Напоследок можно предложить такое высказывание:

Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления. (КН.Боуви)

Вы можете предложить на занятии самостоятельно подобранные упражнения. В этом поможет список использованной лтературы:

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М.,95
  2. Вуджек Т. Тренировка ума СПб.,97

Вернуться к методикам

 

Hosted by uCoz