Методические рекомендации для проведения занятия по теме “Невербальное общение”

Занятие на тему «Невербальное общение» проводилось для группы семиклассников второго года обучения.

Данная тема является одним из этапов системы занятий по основам конструктивного общения. Чтобы подобные занятия были эффективны, необходима большая практическая работа, как во время проведения, так и в остальное время. Особенно ценны в этом отношении выезды и походы.

Цели занятия:

    1. Объяснить важность невербальной стороны общения.
    2. Научить по невербальным проявлениям собеседника понимать его состояние, степень доверия партнёру.

Рассказать ребятам о том, что такое вербальное и невербальное общение. Спросить, что, по их мнению, включает в себя невербальная сторона общения (зрительный контакт, позы, жесты, мимика, дистанция, прикосновения).

Упражнение. Два человека (можно всех поделить на пары) разговаривают на какую-нибудь интересующую их тему. Сначала – не видя друг друга (можно посадить их спинами или поместить между ними лист ватмана), а затем, устроившись рядом и глядя друг на друга. После выполнения рассказать о своих ощущениях в обоих случаях, сравнить.
Можно привести примеры, когда словесная информация не соответствует внешним проявлениям тела (такие примеры есть в кн.1).
После этого рассматриваются отдельные стороны невербального общения.

Контакт глазами

Упр. Необходимо всем участникам разбиться на пары. Для этого лишь глазами они договариваются друг с другом. Затем опускают глаза и по команде ведущего показывают на партнёра. Кому не удалось с первого раза найти пару, выполняют ту же процедуру ещё раз. Когда все разобьются на пары, не пересаживаясь, ребята должны что-то сообщить друг другу (все пары одновременно) – сначала опустив глаза, а затем глядя на собеседника. После выполнения упражнения рассказать о своих впечатлениях. Подвести ребят к мысли о важности зрительного контакта.

Дистанция

Упр. Предложить двум желающим (попробовать могут все) пообщаться на определённые темы, но попросить их вставать на различных расстояниях (0,5м; 1м; 3м; 5м). На какой дистанции лучше разговаривать на личные темы, а на какой – отвечать учителю урок.
Затем рассказать о зональных пространствах (см. кн.2) и попробовать вместе с участниками выбрать наиболее подходящие дистанции для различных ситуаций.

Позы и жесты

Упр. Ведущий предлагает поочерёдно некоторые позы, жесты. Участники принимают заданную позу и тут же пробуют понять, как меняется их состояние. Вариант: задание выполняет один человек, а остальные, глядя на него, определяют что стоит за тем или иным положением тела.
Познакомить с некоторыми наиболее распространёнными позами и жестами (см. кн.2).
Если о каких-то сторонах невербального общения необходимо рассказать подробнее, можно обратиться к приведённым в списке книгам, а также придумать свои собственные упражнения.
В конце можно поиграть в игру “Пойми фразу” (ещё её называют “Крокодил”). Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает некоторое слово или фразу, вызывает участника другой команды, и тот только при помощи языка жестов, мимики показывает своей команде то, что было загадано. Если команда отгадывает, ей начисляется балл.
После этого нужно вместе с ребятами поговорить о том, что нового они узнали на занятии, чему научились, повторить основные мысли. Один из вариантов обобщения материала – рассказать о своих впечатлениях без слов.

Рекомендуемая литература:

  1. С.Дерябо, В.Ясвин Гроссмейстер общения. М.,96
  2. А.Пиз Язык телодвижений. Любое издание.
  3. Г.Марасанов Социально-психологический тренинг. М.,98.
  4. Т.Григорьева Основы конструктивного общения. М.,97.

Вернуться к методикам

 

Hosted by uCoz