Данный вариант курса «Здоровый образ жизни» проводился в Водном лагере в течение последних трех лет для ребят первого года обучения. Возраст занимающихся 13-15 лет. Курс включает краткое описание восьми занятий, девятое занятие – заключительное. В дальнейшем предполагается более детальная разработка отдельных тем, а также создание программы занятий для второго года обучения.
ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Прежде чем разрабатывать курс, мы захотели узнать, каковы представления о здоровье у школьников. Ребятам были предложены вопросы (см. приложение), на которые они отвечали письменно. Участвовали в опросе те ребята, которые собирались поехать в водный лагерь, а также учащиеся шести восьмых классов школ Центрального района (321,153,189). Всего участвовало 156 человек. Восьмые классы были выбраны по тем причинам, что большинство наших новичков (80-90 %) являются восьмиклассниками, а также в отличие от девятых классов, они не заняты подготовкой к экзаменам в мае, когда проводился этот опрос.
Выяснилось, что у подавляющего большинства школьников представления о здоровье предельно упрощены. Что такое здоровье, по их мнению? Это когда не болеешь (70%), когда хорошо себя чувствуешь (43%), когда можно ходить в школу (13%), когда хорошее настроение (19%), когда родители отпускают гулять (7%). Понятие о здоровом образе жизни сводится к отсутствию вредных привычек (82%) и занятиям спортом (69%). На вопрос о том, как следить за своим здоровьем, были даны следующие ответы: принимать лекарства, когда заболел (60%), заниматься спортом (54%), не иметь вредных привычек (51%), одеваться потеплее (36%), хорошо себя вести (11%). Конечно же, сами ответы ребят по форме были более разнообразны, но по содержанию они сводились к нескольким группам.
Такие результаты, пожалуй, не удивительны. Ведь в школе почти ничего не рассказывают по предложенным вопросам. Разве что о вреде курения и алкоголя. Да и это слабо действует, потому что и учителя, и родители сами курят. В последние годы появился курс валеологии, но и он пока большинством ребят воспринимается лишь как один из школьных предметов, никак не связанный с их непосредственной жизнью.
При разработке своего курса мы не строили себе иллюзий по поводу его результатов. Слишком тяжел груз представлений, накопленных за годы жизни ребят и слишком глубоко они спрятаны, чтобы рассчитывать за короткий срок полностью изменить их. Но при этом у нас есть такие возможности, которые позволят добиться максимальной эффективности. Во-первых, занятия проводятся ежедневно, и ребята непрерывно накапливают новые знания и представления. Во-вторых, занимаемся мы не в условиях душного города, а на природе. Далее, и сам ведущий, и другие преподаватели по уровню здоровья значительно превышают так называемую норму. А сами условия водного лагеря (ежедневные тренировки, питание без излишеств, обязательное купание, доброжелательная атмосфера, умственная работа) позволяют соединить теорию с практикой. Кроме того, на занятиях всячески поощряется активность ребят.
Таким образом, основные цели, которые мы перед собой поставили:
Педагог, владеющий знаниями по представленным вопросам и использующий их на практике. Личный пример ведущего очень важен. Поэтому человеку с «нормальным» образом жизни лучше не браться за рассказ о здоровье своим ученикам. Если есть возможность, привлекайте к подготовке старших ребят.
Мы обычно проводим занятия в группе от 10 до 20 человек. При большем количестве людей меньше возможностей для проявления активности каждым участником. Если группа совсем маленькая, сложно сделать занятия эмоционально насыщенными – такую группу трудно «раскачать».
По этому вопросу педагог может использовать все свои знания и фантазию. Главное – заинтересовать ребят, увлечь их. Необходимо разнообразие форм. Ни в коем случае нельзя превращать занятия в монолог преподавателя. На своих занятиях мы используем аудио- и видеоматериалы, статьи, книги. Если ведущий сообщает новую информацию, делается это максимально образно, с интересными примерами. Когда какую-то работу участники могут выполнить самостоятельно, нужно им помочь, но не делать за них.
Можно заранее подготовить вопросы по предстоящей теме, можно просить участников самих придумывать вопросы и задавать их друг другу или ведущему. Можно предложить ребятам обобщить то, что они узнали и составить схему или придумать образ. Иногда мы давали ребятам анкету, в которой были вопросы не только по теме, но и по личному участию, о впечатлениях, вопрос о пожеланиях ведущему. В конце всего курса можно провести игру на местности. В любом случае, обратная связь в той или иной форме необходима на каждом занятии.
Цели: заинтеросовать ребят курсом, настроить на активную работу в течении всех занятий, подчеркнуть важность применения на практике полученных знаний, убедить, что здоровье можно сохранять долгое время и зависит это только от человека.
Вопросы, на которые отвечают письменно (задаются ребятам с целью активизировать их деятельность на занятии):
Ответы обсуждаются в кругу.
Основные идеи:
Главный вывод – здоровье в первую очередь зависит от образа жизни.
Главный итог занятия: необходимо подвести ребят к мысли, что человек сам отвечает за свое здоровье.
Цели: дать представление о здоровье с точки зрения его показателей. Показать многосторонность понятия здоровья. Подчеркнуть, что здоровье зарабатывается. Объяснить, зачем нужно заниматься здоровьем.
Вопросы:
Основные положения:
Главная мысль: хорошее самочуствие не является показателем хорошего здоровья. Основная причина болезни – нарушение законов по которым необходимо жить.
В конце занятия дать задание сравнить и обобщить данные концепции.
Главная мысль: приоритет духовного над материальным. Абсолютная недостаточность работы только над физическим телом.
Цели: Рассказать об устройстве человека. Показать сложность человеческого организма, что существуют другие тела помимо физического, и главное – это духовная ориентация человека.
Вопрос: как устроен человек?
Предложите ребятам следующую ситуацию: представьте, что у вас заболел друг в походе, и вы не знаете, как ему помочь. Каким-то невероятным образом вы повстречались с инопланетянами, у которых очень высокий уровень развития цивилизации. Они могут помочь, но для этого им надо узнать, как устроен человек. После того, как участники подготовятся и выступят, расскажите им о концепциях, предложенных различными авторами.
Рассказать о поддержании здоровья на уровне каждого тела. Приоритет более сложных уровней над более простыми (каждое последующее тело включает в себя предыдущее).
Регулирующие системы имеют этажную структуру. В функциональном отношении все РС связаны между собой прямыми и обратными связами: высшее управляет низшим, низшие воздействуют на высшие.
Предложите сравнить эти концепции, объединить их и создать свою, обобщающую, а также можно попросить ребят создать свой образ устройства человека и нарисовать его.
Узнайте, как изменился бы теперь рассказ инопланетянину.
Цели: убедить в необходимости и важности движения.
Вопросы: Понятие движения. Значение движения. Гипокинезия и гиподинамия. Принципы тренировки.
«Движение может заменить почти все лекарства, но никакое лекарство не заменит движение» (И.П.Павлов).
Далее необходимо рассказать о связи физического тонуса и творческой работоспособности (Ю.Андреев, Г.Малахов и др.). Тонизация коры головного мозга посредством физической нагрузки.
Вопросы: характеристика утомления. Причины утомления. Роль утомления. Фазы утомления. Восстановительный период. Средства, ускоряющие процессы восстановления.
Больше времени следует уделить тем средствам, которым можно прямо в водном лагере найти практическое применение (массаж, АТ, баня, соблюдение режима и т.д.). Обратите внимание ребят на творческий труд как средство восстановления, на роль положительных эмоций, на значение активного отдыха.
Вопросы: тесная взаимосвязь психического и физического здоровья. Влияние эмоций на здоровье. Астенические и стенические эмоции. Какие эмоции вредят здоровью. Психосоматические заболевания. Потребность в поиске и здоровье.
Данная тема, на наш взгляд, очень важна, но пока недостаточно разработана.
Вопросы: что такое питание. Назначение питания. Процесс пищеварения (физиология). Различные системы питания (традиционные и нетрадиционные). Основные принципы питания.
Предложите ребятам из предложенных систем вывести общие принципы здорового питания и сравнить с общепринятыми.
Вопросы:
Главная мысль: Людям, не соблюдающим собственные биоритмы приходится тратить дополнительную энергию на поддержание своей деятельности.
Биоритмы: суточные, месячные, годовые, многогодовые. Три периода суток. Активность некоторых отделов организма в течение суток. Особенности сезонов года. Профилактика заболеваний. Сезонная активность органов.