Курс "Здоровый образ жизни"

Данный вариант курса «Здоровый образ жизни» проводился в Водном лагере в течение последних трех лет для ребят первого года обучения. Возраст занимающихся 13-15 лет. Курс включает краткое описание восьми занятий, девятое занятие – заключительное. В дальнейшем предполагается более детальная разработка отдельных тем, а также создание программы занятий для второго года обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

КТО МОЖЕТ ВЕСТИ ДАННЫЙ КУРС?

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ

ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

План занятий

I. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

II. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ

III. УСТРОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

IV. ДВИЖЕНИЕ

V. СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ

VI. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

VII. ПИТАНИЕ

VIII. БИОРИТМОЛОГИЯ

Введение

Прежде чем разрабатывать курс, мы захотели узнать, каковы представления о здоровье у школьников. Ребятам были предложены вопросы (см. приложение), на которые они отвечали письменно. Участвовали в опросе те ребята, которые собирались поехать в водный лагерь, а также учащиеся шести восьмых классов школ Центрального района (321,153,189). Всего участвовало 156 человек. Восьмые классы были выбраны по тем причинам, что большинство наших новичков (80-90 %) являются восьмиклассниками, а также в отличие от девятых классов, они не заняты подготовкой к экзаменам в мае, когда проводился этот опрос.

Выяснилось, что у подавляющего большинства школьников представления о здоровье предельно упрощены. Что такое здоровье, по их мнению? Это когда не болеешь (70%), когда хорошо себя чувствуешь (43%), когда можно ходить в школу (13%), когда хорошее настроение (19%), когда родители отпускают гулять (7%). Понятие о здоровом образе жизни сводится к отсутствию вредных привычек (82%) и занятиям спортом (69%). На вопрос о том, как следить за своим здоровьем, были даны следующие ответы: принимать лекарства, когда заболел (60%), заниматься спортом (54%), не иметь вредных привычек (51%), одеваться потеплее (36%), хорошо себя вести (11%). Конечно же, сами ответы ребят по форме были более разнообразны, но по содержанию они сводились к нескольким группам.

Такие результаты, пожалуй, не удивительны. Ведь в школе почти ничего не рассказывают по предложенным вопросам. Разве что о вреде курения и алкоголя. Да и это слабо действует, потому что и учителя, и родители сами курят. В последние годы появился курс валеологии, но и он пока большинством ребят воспринимается лишь как один из школьных предметов, никак не связанный с их непосредственной жизнью.

При разработке своего курса мы не строили себе иллюзий по поводу его результатов. Слишком тяжел груз представлений, накопленных за годы жизни ребят и слишком глубоко они спрятаны, чтобы рассчитывать за короткий срок полностью изменить их. Но при этом у нас есть такие возможности, которые позволят добиться максимальной эффективности. Во-первых, занятия проводятся ежедневно, и ребята непрерывно накапливают новые знания и представления. Во-вторых, занимаемся мы не в условиях душного города, а на природе. Далее, и сам ведущий, и другие преподаватели по уровню здоровья значительно превышают так называемую норму. А сами условия водного лагеря (ежедневные тренировки, питание без излишеств, обязательное купание, доброжелательная атмосфера, умственная работа) позволяют соединить теорию с практикой. Кроме того, на занятиях всячески поощряется активность ребят.

Таким образом, основные цели, которые мы перед собой поставили:

Кто может вести данный курс?

Педагог, владеющий знаниями по представленным вопросам и использующий их на практике. Личный пример ведущего очень важен. Поэтому человеку с «нормальным» образом жизни лучше не браться за рассказ о здоровье своим ученикам. Если есть возможность, привлекайте к подготовке старших ребят.

Количество участников

Мы обычно проводим занятия в группе от 10 до 20 человек. При большем количестве людей меньше возможностей для проявления активности каждым участником. Если группа совсем маленькая, сложно сделать занятия эмоционально насыщенными – такую группу трудно «раскачать».

Возможные формы проведения занятий

По этому вопросу педагог может использовать все свои знания и фантазию. Главное – заинтересовать ребят, увлечь их. Необходимо разнообразие форм. Ни в коем случае нельзя превращать занятия в монолог преподавателя. На своих занятиях мы используем аудио- и видеоматериалы, статьи, книги. Если ведущий сообщает новую информацию, делается это максимально образно, с интересными примерами. Когда какую-то работу участники могут выполнить самостоятельно, нужно им помочь, но не делать за них.

Получение обратной связи

Можно заранее подготовить вопросы по предстоящей теме, можно просить участников самих придумывать вопросы и задавать их друг другу или ведущему. Можно предложить ребятам обобщить то, что они узнали и составить схему или придумать образ. Иногда мы давали ребятам анкету, в которой были вопросы не только по теме, но и по личному участию, о впечатлениях, вопрос о пожеланиях ведущему. В конце всего курса можно провести игру на местности. В любом случае, обратная связь в той или иной форме необходима на каждом занятии.

План занятий

I. Вводное занятие

Цели: заинтеросовать ребят курсом, настроить на активную работу в течении всех занятий, подчеркнуть важность применения на практике полученных знаний, убедить, что здоровье можно сохранять долгое время и зависит это только от человека.

Вопросы, на которые отвечают письменно (задаются ребятам с целью активизировать их деятельность на занятии):

Ответы обсуждаются в кругу.

Основные идеи:

Главный вывод – здоровье в первую очередь зависит от образа жизни.

Главный итог занятия: необходимо подвести ребят к мысли, что человек сам отвечает за свое здоровье.

Литература

  1. Ю Андреев Три кита здоровья СПб-1991
  2. В.Т. Лободин Формула здоровья СПб-1999
  3. В.Воронцов Будь здоров, Пигмалион
  4. Кацудзо Ниши Золотые правила здоровья СПб-2001

II. Понятие здоровья

Цели: дать представление о здоровье с точки зрения его показателей. Показать многосторонность понятия здоровья. Подчеркнуть, что здоровье зарабатывается. Объяснить, зачем нужно заниматься здоровьем.

Вопросы:

Основные положения:

В конце занятия дать задание сравнить и обобщить данные концепции.

Литература

  1. Н.Амосов Преодоление старости
  2. Ю Андреев Три кита здоровья
  3. В.Т. Лободин Формула здоровья
  4. В.Воронцов Будь здоров Пигмалион

III. Устройство человеческого организма

Главная мысль: приоритет духовного над материальным. Абсолютная недостаточность работы только над физическим телом.

Цели: Рассказать об устройстве человека. Показать сложность человеческого организма, что существуют другие тела помимо физического, и главное – это духовная ориентация человека.

Вопрос: как устроен человек?

Предложите ребятам следующую ситуацию: представьте, что у вас заболел друг в походе, и вы не знаете, как ему помочь. Каким-то невероятным образом вы повстречались с инопланетянами, у которых очень высокий уровень развития цивилизации. Они могут помочь, но для этого им надо узнать, как устроен человек. После того, как участники подготовятся и выступят, расскажите им о концепциях, предложенных различными авторами.

Узнайте, как изменился бы теперь рассказ инопланетянину.

Литература

  1. Н.Амосов Преодоление старости.
  2. Ю.Андреев Исцеление человека
  3. Г.Малахов Целительные силы 1том
  4. Ю.Н. Чусов Физиология человека

IV. Движение

Цели: убедить в необходимости и важности движения.

Вопросы: Понятие движения. Значение движения. Гипокинезия и гиподинамия. Принципы тренировки.

Далее необходимо рассказать о связи физического тонуса и творческой работоспособности (Ю.Андреев, Г.Малахов и др.). Тонизация коры головного мозга посредством физической нагрузки.

Литература

  1. Н.Амосов Преодоление старости
  2. Ю Андреев Исцеление человека
  3. Ю Андреев Три кита здоровья
  4. Г.Малахов Целительные силы 2 том
  5. Г.М.Куколевский Советы врача спортсмену
  6. Н.Г.Озолин Путь к успеху

V. Средства восстановления

Вопросы: характеристика утомления. Причины утомления. Роль утомления. Фазы утомления. Восстановительный период. Средства, ускоряющие процессы восстановления.

Больше времени следует уделить тем средствам, которым можно прямо в водном лагере найти практическое применение (массаж, АТ, баня, соблюдение режима и т.д.). Обратите внимание ребят на творческий труд как средство восстановления, на роль положительных эмоций, на значение активного отдыха.

Литература:

  1. Ю.Н.Чусов Физиология человека
  2. В.И.Дубровский Реабилитация в спорте
  3. А.Ф.Синяков Секреты бодрости

VI. Психическое здоровье.

Вопросы: тесная взаимосвязь психического и физического здоровья. Влияние эмоций на здоровье. Астенические и стенические эмоции. Какие эмоции вредят здоровью. Психосоматические заболевания. Потребность в поиске и здоровье.

Данная тема, на наш взгляд, очень важна, но пока недостаточно разработана.

Список литературы

  1. Ю. Андреев Три кита здоровья
  2. Ю. Андреев Исцеление целовека
  3. В.Т. Лободин Формула совершенства
  4. Косицкий Цивилизация и сердце
  5. А.Маслоу Новые рубежи человеческой природы
  6. В.С.Ротенберг Поисковая активность и адаптация.

VII. Питание

Вопросы: что такое питание. Назначение питания. Процесс пищеварения (физиология). Различные системы питания (традиционные и нетрадиционные). Основные принципы питания.

  1. Традиционная (сбалансированное питание). Основной принцип – употребление соответствующих физиологическим потребностям организма количеств белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Сколько потратил калорий, столько и должен получить. При таком подходе – избыточность питания. Организм не справляется с выведением продуктов распада.
  2. Раздельное питание Основной принцип: учет совместимости различных продуктов между собой при их сочетаниях.
  3. Макрабиотика – принципы: соответствие сезону, своему географическому поясу, соответствие своему организму.
  4. Максимальная насыщенность солнечной энергией – основаня идея, что каждый продукт несет не калорийную энергетику, а главное биологическую (солнечную) и есть продукты живые по этому параметру (они наиболее полезны –растительнорго порисхождения), а есть мертвые ( мясо, переработанные и т.д.)

Предложите ребятам из предложенных систем вывести общие принципы здорового питания и сравнить с общепринятыми.

Список литературы

  1. Ю. Андреев Три кита здоровья
  2. Г. Шаталова Философия здоровья.
  3. Г.Малахов Целительные силы Т1
  4. Ю. Андреев Исцеление целовека
  5. А.Я. Тихонова Лабиринты здоровья

VIII. Биоритмология

Вопросы:

Главная мысль: Людям, не соблюдающим собственные биоритмы приходится тратить дополнительную энергию на поддержание своей деятельности.

Биоритмы: суточные, месячные, годовые, многогодовые. Три периода суток. Активность некоторых отделов организма в течение суток. Особенности сезонов года. Профилактика заболеваний. Сезонная активность органов.

Список литературы:

  1. Воронцов Будь здоров пигмагион
  2. Г. Малахов Биоритмы здорового образ жизни
  3. Г. Малахов Биоритмология и уринотерапия

Вернуться к методикам

Hosted by uCoz