Курс «Работа с информацией» (первый год обучения)

Пояснительная записка

В системе образовательных курсов ЭВЛ данный курс выделяется своей особенной задачей - помочь участникам группы научиться ориентироваться в потоке информации. Непрерывно находясь в этом потоке, ребята первого года обучения нуждаются в определенной системе, согласно которой можно было бы эффективно воспринимать и обрабатывать поступающую в их сознание информацию. Эта задача достигается за счет использования элементов программы Школы быстрого чтения Олега Андреева, а также за счет формирования навыков системного мышления. Для более успешного достижения поставленной задачи мы используем упражнения из специальной психологической литературы, а также разработки наших педагогов. Упражнения способствуют созданию определенной атмосферы в группе, а также помогают перенести теоретическую информацию в сферу личностного опыта участников.

Программа курса содержит четыре главы: пояснительную записку, описание шести занятий, заключение и приложения.

В каждом из занятий выделены два этапа – «Разминка» и «Основная часть», а также «Ключевые понятия» (они обсуждаются в конце каждого занятия и повторяются в начале следующего). Основная часть любого занятия содержит разделы Теория, Упражнения и Материалы. Цель и значение каждого из этих разделов обоснованы в подразделах Задачи.

Одно из средств подачи теоретической информации и подведения итогов в системе нашего курса – беседа (раздел Беседа соответственно), в которой участвуют ведущие курса и максимально большее число участников группы. Диалог (вернее, полилог) – эффективная форма обучения, позволяющая ребятам не только осмыслить материал, научиться высказывать свои суждения, но и перевести часть информации в личный опыт.

В главе «Заключение» мы подвели итоги нашего курса и оценили успешность выполнения программы по результатам бесед с участниками группы.

В Приложении мы предоставили только те материалы, в которых содержится значимая для программы курса информация и основные незаменимые тексты. Кроме этих материалов ведущим курса необходимы распечатки различных статей (по количеству участников группы) или большое количество вырезок из газет и журналов. Основные критерии подбора статей – наличие интересного для ребят содержания и небольшой объем (от 1/3 до 1 печатного листа).

Программа курса рассчитана на школьников, занимающихся первый год по программе ЭВЛ – подростков 13-16 лет. В 2003 году по программе первого года обучения занималось 25 человек. Для более эффективной работы ведущие курса разделили их на две подгруппы по 12 и 13 человек соответственно. Однако вводное и заключительное занятия были проведены в объединенном составе.

2 июля 2003г (первое занятие)

Цель занятия: дать представление о конструктивном навыке работы с информацией.

Разминка: Упр. «Секрет Джованни» (К.Фопель, Создание команды)

Задачи:

Основная часть:

1. Материалы: информационные отрывки различные по степени насыщенности и способу подачи:

Последовательное прослушивание указанных отрывков. Обсуждение.

Задачи: выявить качественные различия отрывков, по критериям информативности и содержательности, уловить значимые моменты

2. Материалы: 3 книги (разные по содержанию) и статьи

Упр. 3 чел. Читают одновременно 3 книги, задача группы – уловить содержание любой книги.

Обсуждение.

Задачи: дать возможность почувствовать дискомфорт при восприятии одновременно нескольких источников информации

3. Упр. Каждый участник получает по 1 статье и читает её при внешних помехах (шум, громкая музыка). Необходимо понять информацию, содержащуюся в статье; оценить ее полезность, значимость.

Задачи:

4. Материалы: статьи небольшого объёма (до 1/3 печатного листа)

Упражнение-шутка (эксклюзив): «Делай дело, гуляя смело»

Каждый участник получает статью. В процессе чтения статьи ему необходимо найти и поднять с земли 5 предметов (камушки, ветки).

Задачи: показать необходимость концентрации на 1 виде деятельности, проиллюстрировать понятие информационного погружения.

5. Материалы: статьи небольшого объёма (до 1/3 печатного листа)

Упр. (эксклюзив): «Испорченный телеграф»

Каждый участник получает статью, конспектирует ее, передает соседу слева. Сосед должен по конспекту воссоздать статью и записать ее.

Задачи:

Ключевые понятия:


3 июля 2003г (второе занятие):


Цели занятия: Синтез метода простого конспектирования и интегрального алгоритма быстрого чтения Олега Андреева и их практическая проработка. Определение начальной скорости чтения и постановка проблемной ситуации.

Разминка: Упр.: Чтение вслух статьи, восстановленной по чужому конспекту (с прошлого занятия).

Задачи: обосновать значимость умения грамотного составления конспекта и изложения своих мыслей в конспективном виде.

Основная часть:

1. Теория: Изложение теории конспектирования: Что такое конспект и его основные свойства («читабельность!»). Условные сокращения (кванторы: ?,? и др. обозначения; физические терминалы: буквы t,E (время, энергия); иероглифы +, ?, ?, ?, ?, ?, ? ). Пространственная запись, выделение информации цветом с красной строки.

2. Упр.: Конспектирование отрывка лекции доц. Юматова (см. предш. занятие) – 5 минут.

Задачи п. 1 и п. 2.:

3. Теория: Интегральный алгоритм чтения текста (по Олегу Андрееву) – краткая схема, пояснение.

4. Материалы: статья для определения скорости чтения из книги Олега Андреева.

Упр.: Работа с предложенной статьей по интегральному алгоритму. Определение начальной скорости чтения по методике Олега Андреева. Обсуждение.

Задачи п.3 и п.4:

5. Теория: Факторы, мешающие быстрому чтению (регрессии, отсутствие программы быстрого чтения, артикуляция, малое поле зрения).

Задачи:

6. Беседа: эффективность применения простого конспектирования и интегрального алгоритма в процессе работы с информацией различных видов (книга, статья, лекция (аудио)).

Задачи: Мотивация к дальнейшему применению (вне курса) данного метода.

Ключевые понятия:

4 июля 2003г (третье занятие)

Цели занятия: Совершенствование навыков работы с информацией в построении целостной картины из фрагментов, тренировка внимания, основы системного мышления (алгоритмизация).

Разминка: Упр. на внимание: в течение минуты демонстрируются десять предметов, разложенных на столе, затем участники отворачиваются, ведущий производит манипуляции с предметами, задача участников – отфиксировать изменения.

Упр. на внимание: в течение трех минут показывается картинка. Необходимо запомнить детали, ответить на контрольные вопросы.

Задачи:

Основная часть:

Материалы: статья о Внимании (см. Приложение 1)

1. Упр.: Каждому участнику выдается отрывок из статьи (некоторые отрывки могут совпадать). Необходимо проработать статью (простое конспектирование, интегральный алгоритм). Далее участники высказывают основные положения проработанного отрывка. Обсуждение материала.

Задачи:

Теория: Обобщение ведущими предоставленного материала. Внимание: определение, физиологические основы, свойства, функции, виды внимания. Произвольное внимание (активное, волевое усилие) / непроизвольное внимание (без намерения человека, без цели, без усилия воли). Концентрация, распределение, избирательность внимания. Объём, интенсивность и устойчивость внимания.

Задачи:

2. Упр. «Таможня» (К.Фопель, Создание команды).

Задачи:

3. Упр.(эксклюзив): «Робот» (вербализация, последовательность действий: «роботу» нужно совершить сложное действие – «вскипятить чай» под чутким руководством 1-го человека: озвучивается каждое мелкое действие).

Задачи:

4. Беседа: понятие «алгоритм» (универсальный подход к любой информации).

Ключевые понятия:

5 июля 2003г (четвертое занятие)

Цели занятия: Тренировка системного мышления. Применение знаний и отработка навыков, полученных на предыдущих занятиях.

Разминка: Упр. на антицепацию: расшифровать закодированные слова (см. Приложение 2).

Задачи:

Основная часть:

1. Теория: Приемы осмысления текста: Выделение опорных пунктов, (опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи, значимые фразы, «выделение смысла из шелухи без ущерба для сути»), антицепация (предугадывание дальнейшей идеи по нескольким ключевым фразам), рецитация (периодический возврат к отдельным фрагментам текста).
Задачи: повышение эффективности работы с текстом.

2. Упр. «Поисковая активность»: один человек должен совершить действие, которое задумала команда. Верное или неверное направление его поиска одобряется / не одобряется хлопками.

Задачи:

3. Материалы: статьи небольшого объёма (до одного печатного листа).

Упр.: Работа со статьями по Интегральному алгоритму. Участники прорабатывают, выданные им статьи.

Задачи: отработка интегрального алгоритма.

4. Упр. «Фантики – фантики – лимпопо»: один участник последовательно показывает в кругу (задает) некоторые действия, а участник, ранее удаленный из круга, пытается угадать кто инициатор выполняемых действий.

Задачи:

5. Беседа: Выделение опорных пунктов передач занятия курса Человековедения.

Ранее участникам были предложено использовать знания, полученные на курсе для успешной работы на занятиях курса «Человеклведения». Участникам с помощью ведущих необходимо систематизировать материал занятий курса «Человековедение».

Задачи:

Ключевые понятия:


6 июля 2003г (пятое занятие)

Цели занятия: Изучение Дифференциального алгоритма быстрого чтения. Выделение ключевых слов и понятий в тексте.

Разминка: Упр.(эксклюзив): каждому участнику выдаются статьи-сообшения небольшого объема. Задача участника: прочитав статью, передать ее суть тремя-четырьмя словами. Затем другой участник группы по этим словам, зная стиль статьи, восстанавливает ее содержание.

Задачи:

Основная часть:

1. Теория: Дифференциальный алгоритм быстрого чтения по Олегу Андрееву. Выделение ключевых слов в тексте, построение смысловых рядов, формулировка доминанты.

Задачи:

2. Материалы: статья из учебника Олега Андреева.

Упр.: Работа со статьей, используя Дифференциальному алгоритму. Участники прорабатывают выданные им статьи.

Задачи: отработка дифференциального алгоритма.

3. Упр.: Выделение ключевых слов в информационных отрывках (передачах) последнего занятия курса «Человековедение».

Задачи:

Беседа: Область применения дифференциального алгоритма, его преимущества и недостатки.

Задачи: помещение дифференциального алгоритма в систему работы с информацией участников курса;

Ключевые понятия:


7 июля 2003г (шестое занятие)

Цели занятия: Подведение итогов курса. Обратная связь.

Разминка: Упр.: на антицепацию: расшифровать закодированные слова (см. Приложение 2).

Задачи:

Основная часть:

1. Беседа: Осмысление понятия «Дифференциальный алгоритм».

Задачи: повторение материала предыдущего занятия.

2. Упр.: рассказ о предмете. Каждый участник выбирает некоторый предмет из окружающей обстановки. Необходимо привести как можно больше сведений о данном предмете, опираясь на внешние наблюдения.

Задачи:

3. Упр.: Отработка Дифференциального алгоритма на текстах к программе А. Гордона «Интуиция» (см. Приложение 3 ).

Задачи:

4. Беседа: «Подведение итогов». Ключевые вопросы от ведущих курса. Обратная связь.

Ключевые вопросы:

Заключение

Ведущим курса удалось провести каждое из запланированных занятий, не внося существенных изменений в программу. Мы занимались со 2 по 7 июля в утренние часы (с 9.20 до 10.50).

Занятия проходили в интересной, творческой атмосфере, создаваемой, прежде всего, педагогами. Разумеется, такая атмосфера сознательно или бессознательно одобряется участниками группы - в таких условиях легче и интереснее работать.

Мы утверждаем, что весь теоретический материал был усвоен ребятами. Наша цель – выяснить, насколько успешно ребята его используют в повседневной практике. По итогам обратной связи на заключительном занятии мы сделали следующие выводы:

Мы можем предположить, что в новом учебном году ребятам удастся сохранить это стремление к сосредоточенной эффективной работе, и они смогут использовать полученные знания в школьной практике, повышая, таким образом, свою успеваемость.

В заключении мы замечаем, что программа нашего курса имеет особую специфику, ориентированную, прежде всего, на общую систему образовательных курсов ЭВЛ, однако отдельные занятия и некоторые экспериментальные разработки ведущих курса могут быть успешно использованы другими педагогами в дополнительном образовании детей.

 

назад

Hosted by uCoz