Занятие 1 Общение и взаимодействие в диаде (в паре)
Занятие 2 Контакт человека с миром. Фундаментальные закономерности и проблемы.
Занятие 3 Технологии активного слушания и понимания
Занятие 4 Взаимодействие в группе
Задача на сегодня: создать логическую и образную модели оптимального (идеального) общения в диаде. Создавать ее вы будете сами, используя теоретический и практический материал занятия.
Существует оптимальное расстояние для разных типов взаимодействия между людьми:
Оптимальная пространственная позиция участников:
Попробуем поработать над установлением оптимальной дистанции для общения.
В парах, стоя лицом друг к другу; участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще… При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. “Отступление" продолжается как можно дольше. Если участники, полагают, что “дошли до точки”, то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.
Пары те же. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии 2-3 шага. Нужно качнуться навстречу друг другу (не отрывая ног от земли) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в упражнении «Ладони-1»). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад, и вновь устремляется навстречу своему партнеру. И еще шаг назад…
Эксперимент в супермаркете: К посетителям подходил человек и просил монетку для телефона. В половине случаев в момент просьбы девушка слегка прикасалась к тому, кого просила, результат:
Дали монетку – 51% "тронутых" и лишь 29% "нетронутых".
Однако, необходимо быть способным "трогать" своего собеседника так, чтобы ему это было приятно, не шокировало, ненавязчиво, почти незаметно.
Определите, кто ведущий в каждой паре. Встаньте лицом друг другу. Тот, кто ведет, должен положить руки на плечи партнеру. Теперь оба закройте глаза и попробуйте почувствовать то незримое притяжение, которое помогло вам в предыдущем упражнении. "Ведущие" должны погладить руки и плечи своих "ведомых". Помните: вы не видите, вы опираетесь только на чувственное восприятие. А "ведомые" после того, как их погладят, должны отозваться вербально, выразив в 2-3 словах свое эмоциональное состояние.
По кругу высказывают свое мнение:
Заново, разбиться попарно. Каждой паре выдается лист бумаги и один карандаш (фломастер). Держа карандаш вдвоем, без слов, за 5 минут они должны создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи.
Вопросы после окончания, для обсуждения:
Инструкция: В вертикальной колонке запишите: краткий каталог чувств, отражающий актуальные и потенциальные состояния человека. Сейчас вы оцените выраженность этих чувств сначала в колонке "Мой партнер" (см. предыдущее упражнение), затем в колонке "Я" на данный момент по 10-ти бальной шкале (10 – максимально выражено, 0 – минимально). А теперь сопоставьте с партнером свои оценки.
Обсуждение:
Каталог чувств прилагается.
Протокол наблюдения (участники не в курсе). Наблюдаются следующие параметры взаимодействия:
Cтимуляции:
Успешное прерывание:
Инструкция: составить портрет человека, идеального в общении, идеального друга. Составляет один – водящий, следующим образом. Он выбирает 5-6 человек, отдельные качества которых составят этот идеальный портрет. Например,
Выбрав, нужно объяснить, кого и за что он выбрал.
Чувства |
Мой партнер |
Я |
Любовь |
|
|
Терпение |
|
|
Доверие |
|
|
Надежда |
|
|
Страх |
|
|
Одиночество |
|
|
Усталость |
|
|
Апатия |
|
|
Раздражение |
|
|
Свобода |
|
|
Напряжение |
|
|
Опустошенность |
|
|
Растерянность |
|
|
Восторг |
|
|
Уверенность |
|
|
Вдохновение |
|
|
Угнетенность |
|
|
Спокойствие |
|
|
Смятение |
|
|
Раздвоенность |
|
|
Указания ведущему: цель эксперимента замаскировать инструкцией.
Инструкция: сейчас пробный подход к изучению физиогномики, то есть определению качеств человека по его лицу, портрету. Разбиться на три подгруппы. Вы работаете в разных местах. Члены каждой подгруппы должны будут по предложенному мной портрету в индивидуальном порядке описать особенности этого человека:
Время на работу – 5 минут. Каждый работает самостоятельно. Развести всех по трем разным углам, выдать портреты, дать дополнительную инструкцию: могу вам только подсказать что этот человек:
Собраться, выборочно прочитать характеристики по каждому портрету (проследите, чтобы раньше времени подвох не обнаружили). Показать одинаковые портреты.
Обсуждение:
Получается, что предварительная информация, которую нам задали, определила во многом то, что и как мы увидели.
Но ведь по поводу любого почти явления, процесса, человека и т. д. (всякого элемента мира) у нас имеется подобная предварительная установка:
Такая стенка строится и по отношению к самому себе, и по отношению к жизненным событиям, в которых мы участвуем, и по отношению к миру в целом.
Что же является альтернативой "установочному" восприятию? Экспресс-обсуждение...
Задача каждого участника: встать, когда он будет готов, и сказать "какой он сейчас" (без всяких комментариев и пояснений)
Обсуждение: В этой ситуации возможны, следующие ошибки:
Вопросы:
Следующая фундаментальная стена, которую мы воздвигаем между собой и другими людьми (да и миром в целом) – это "закрытость", противоположность открытости, "проницаемости". Вы знакомы с этими терминами. Сформулируйте коллективное определение, в чем состоит открытость, закрытость. Чтобы напомнить, к чему приводит открытость или закрытость человека в чисто житейском плане, привлечем результаты экспериментов:
Экспертам показывали видеозаписи поведения людей во время предварительного интервью по приему на работу. Поведение людей во время этих интервью различалось по наличию и разнообразию несловесных реакций, таких как взгляд в лицо, изменения мимики в соответствии с ситуацией беседы, соответствующие беседе изменения позы, кивки междометия для поддержания разговора. Так вот, 89% экспертов сообщили, что в реальной ситуации приема на работу на второй тур собеседования пригласили бы тех людей, кто вступал в несловесный контакт. 100% экспертов не проявили интереса (то есть забраковали на первом же туре) к "непроницаемым" кандидатам, заявили, что расстались бы с ними после первой беседы.
Возвращаясь к "установочности" нашего восприятия, обнаружена следующая закономерность — мнение о незнакомом человеке формируется в первые 4 минуты интервью, а далее уже идет механизм фиксаций в этой роли. Его дальнейшее поведение интерпретируется уже исходя из сложившегося, представления. Практический вывод: если человек медленно раскрывается, он рискует...
А сейчас у вас будет возможность ознакомимся с тремя разными теоретическими подходами к проблеме контакта с миром и другими людьми. Разбейтесь на три группочки. Каждая группочка работает с одним информационным блоком. Далее необходимо будет сопоставить их, найти общее, различное, определить поточнее область, которую охватывает каждый подход, концепция, найти точки соприкосновения, этих концепций с другими подходами, известными вам, как психологическими, так и человековедческими.
Главное в коммуникации – это передача информации, имеющей жизненный смысл.
Транскоммуникативные процессы (состояния, отношения) – это обратимые переходы и новые синтезы между разными видами, формами, уровнями и мирами человеческих коммуникаций, на основе их универсальной информационно-энергетической природы.
Транскоммуникативные процессы проявляются в таких феноменах, как смех, плач, слезы, любовь, катарсис, вдохновение.
И именно в подобных состояниях возникает удивительная синхронизация, эквивалентность, взаимность, гармония, синтонность духовных и органических процессов в человеке. Нормальная, то есть, развивающаяся личность чаще пребывает в процессах транскоммуникации, чем просто коммуникации.
Коммуникация — общение с устойчивыми характеристиками.
Творческая личность будет спонтанно преодолевать такую рутину общения в самых простых и приятных актах транскоммуникации: юмор, шутки, остроты, каламбуры, анекдоты, аналогии и метафоры.
То есть, если коммуникация осуществляется в ритуалах, обмене терминами, понятиями, то транскоммуникация — в остротах, аналогиях, метафорах, а также в смятениях, потрясениях, инсайтах, катарсисах — во всем том, что выводит человека за рамки обыденного в новое, неизведанное.
Личностное развитие человека — предстает как транскоммуникативный синтез его жизненного мира, выявляющий и заявляющий его сущность и предназначение.
Если проникнуться пониманием того, что жизнь человека по сути своей в каждое мгновение – коммуникативный процесс: контакт, общение с миром, тогда ощутишь, насколько важно наладить свое взаимодействие с окружающим так, чтобы оно не только позволяло решать задачи успешной коммуникации и контакта, но и развивало, открывало новое, способствовало внутреннему возрастанию.
Если обратиться к языку метафор, то:
1 уровень коммуникации — уровень "дикаря",
2 уровень коммуникации — уровень "обывателя",
3 уровень коммуникации — уровень "функционера",
4 уровень коммуникации — уровень мудреца.
Проблема личностной недостаточности в рамках этой концепции видится как недоразвитие высшего уровня коммуникации. Коммуникабельность, как свойство личности, – характеризует уровень общей жизнеспособности. Транскоммуникабельность – потенциал развития личности.
Живое сознание — единое, целое, обладающее определенным запасом прочности. Взаимодействует с миром без всяких панцирей и скафандров. Если этот запас прочности исчерпывается под влиянием разных воздействующих сил, сознание деформируется настолько, что исчезает или, разрушенное, уже не восстанавливается в прежнем виде. Фактически перестает быть живым. Оно уже называется, фантомным.
Как определить, является сознание твоего собеседника живым или фантомным?
Признаки того, что ты повзаимодействовал с фантомным сознанием:
— усталость и чувство опустошенности, переживание чувства взаимного сопротивления, невозможности изменения, невозможности достижения согласия. (если у тебя фантомное, а у него – живое, те же ощущения)
Признаки контакта живых сознаний:
— появление воодушевления, переживается как обновление, как прилив сил, как расширение горизонтов жизни, как появление (пусть на время) чувства общности, единения.
Вспомните случаи таких взаимодействий.
Фантомное сознание постоянно воспроизводит само себя – оно неизменно, время жизни для него не приносит изменения.
Скука — основное качество жизни фантомного сознания. Жизнь людей показывает, что преодоление скуки чаще всего происходит внешними воздействиями, на сознание — путешествие, алкоголь, смена сексуального партнера, смена места работы, риск и т.д. Но эти внешние воздействия бывают достаточно кратковременными, скука возрождается снова.
Когда мы пытаемся пробиться к фантомному сознанию, то встречаем огромное сопротивление. Преодолеть его можно только причиняя другому человеку боль. Боль психическую, как говорят, душевную.
Люди с фантомным сознанием переживают глубокое чувство неудовлетворенности жизнью — несоответствие своих фантомов чужой реальности.
Фактически, когда речь идет о фантомизации сознания, это уже описание одного из симптомов в синдроме психологической смерти.
Психологическая смерть — явление, которое в условиях нашего времени приобретает значительно выраженный характер и выражается в разных вариантах отказа от психического развития:
Повторить вопросы для обсуждения. Обсуждение в подгруппах. Обмен результатами.
Упражнение на внутреннюю честность.Проходит в режиме живой цепочки. Что должно происходить во время контакта: надо встретиться глазами со стоящим перед тобой человеком и настроиться на него, понять свои чувства к нему, произнести одну из четырех фраз:
Очень трудно говорить "Не доверяю", это удается самым честным и сильным. Если есть опасение, что правдивость, кого-то может задеть, давайте проголосуем: кто хочет, чтобы ему в этом упражнении говорили только правду, только искренне. Процедура: под музыку, 1 минута на контакт.
Вопросы для внутреннего осмысления:
Обсуждение общее:
Сейчас в карусельке каждый будет встречаться с каждым, но как именно – это вы будете выбирать. Все произойдет в зависимости от вашего выбора, который вы продемонстрируете друг другу без слов.
Свой выбор каждый показывает партнеру определенным жестом, затем осуществляет его. Если показываете кулак, то вы остаетесь на месте, всем существом показывая, что вы игнорируете, отвергаете партнера, если показываете партнеру:
1 палец – значит, просто остаетесь без контакта,
2 пальца — рукопожатие и улыбка,
3 пальца – почти объятие,
4 — свободные объятия,
5 — тесная близость (показать наглядно).
Каждый выбор надо осуществлять полностью. Если пара выбрала объятия, то объятия должны быть искренними. Если рукопожатие, пусть будет только рукопожатие (без объяснений). А если игнорирование, то полное игнорирование.
Если в паре несогласованность в выборе, то контакт будет состоять из двух частей: с начала осуществляется меньший выбор, затем – больший. Что-то вам понравится больше, что-то меньше, но следует пройти через эти ощущения.
Выберем двоих из числа добровольцев, девушку и юношу, наиболее теплых и искренних в общении, от каждой подгруппы.
Процедура: выбранный юноша приглашает в круг любую девушку, ту, которая ему больше всего сейчас нравится. Она садится в центре, он – напротив. Все остальные – вокруг, поближе.
Задание: глядя на эту замечательную девушку, как можно дольше, без пауз, говорить ей добрые, теплые, красивые слова. Можно употреблять только, эпитеты, можно рассказывать о чувствах, которые вызывает в тебе она, можно признаваться в любви, но нужно говорить без пауз и девушке твои слова должны быть приятны. Она должна только слушать и чувствовать удовольствие.
Сможете продержаться 2 минуты? Пауза больше 5 секунд означает конец речи. Пусть девушка подаст руку юноше. Можно начинать. Готов?
3атем девушка приглашает в круг юношу. Каждый тур идет не более 3 мин.
Все садятся вокруг стула (пенька), на котором стоит горная свеча (лучше бы полумрак)...
Инструкция: Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы сядете и поднимете ее на уровень глаз. Вы будете смотреть только на свечу, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. Вам будут задавать вопросы о вас. На этот стул может сесть любой, кто возьмет на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что сможете искренне ответить, вам не нужно выходить и садиться на этот стул.
Очень важно создать соответствующую атмосферу, где неуместны пустые разговоры. Стоит подсказать, что вопросы нужно задавать не случайные, а сокровенные.
Вопросы типа: Во сколько встаешь утром? Какой твой любимый цвет? Можно задать и при других обстоятельствах.
Интересны вопросы типа: Когда ты последний раз плакал? Если у тебя была бы волшебная палочка, что бы ты изменил прежде всего в мире и в себе? Из-за чего ты злишься? Кто нравится тебе здесь? Какие у тебя комплексы и проблемы? При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив?
Сформулируйте свои пожелания (но не формальные, а очень искренние и честные) конкретным людям – участникам группы, тем, кому хотите и можете. Выскажите их лично (Не так: "Васе я желаю...").
В парах. Один партнер рассказывает забавный случай, происшедший с ним. Другой – намеренно использует неправильное поведение: смотрит в сторону, меняет тему разговора на интересующую его, унылый вид. Смена ролей. Обсуждение: какой был эффект, ощущения.
Цель эхо-техники: уточнение информации. Выполняется в тройках. Первый партнер: формулирует и излагает свои взгляды на:
Второй партнер использует эхо-технику для лучшего понимания, уточняя перефразируя:
Третий партнер – арбитр, отмечает использование эхо-техники, уместность, точность парафразов, а также верность поведения слушателя в целом (взгляд, смены темы, унылый вид или другой...)
Смена ролей, режим 1,5 минуты на 1 цикл.
В тройках. Цель этого приема – обобщение сказанного партнером.
Первый партнер должен описать проблемы, которые у него имеются или имелись
Второй: Резюмирует с использованием выражений:
Третий партнер: арбитр, оценивает выполнение по количеству и качеству.
Смена ролей.
Первый партнер: придумывает и излагает, как можно было бы:
Второй старается развить, углубить, улучшить идеи первого.
Третий: арбитр.
Смена ролей.
Выразите в своем Я-высказывании содержание чувств авторов данных высказываний, обязательно используйте обозначение словом чувств автора.
Режим – по очереди работают отдельные участники группы, другие дают свои варианты по мере необходимости: цель – помочь разобраться в своих чувствах.
В тройках. Первый партнер: вспоминает и описывает сильно эмоционально окрашенное событие (положительное или отрицательное):
Второй: с помощью соответствующих Я-высказываний отражает чувства, которые тот испытывал в момент события, после и сейчас.
Третий: арбитр.
Смена ролей.
В парах. Послушайте и перескажите другому смысл приведенных ниже отрывков.
Если ты на выезд едешь,
Опоздай минут на двести,
Когда точно электрички
Уже будут не ходить…
И потом, дрожа от страха,
Пробираясь тёмным лесом,
Нецензурными словами
Проклинай своих друзей.
Позабудь своё питанье,
Также печку, тент и тросик
И шатёр с котлами тоже
На балкончике оставь.
И тогда не сомневайся –
Спать под ёлкою в сугробе,
Без бахил и без пуховки
Всё же будешь не один.
Стоит жара. Летают мухи.
Под знойным небом чахнет сад.
У церкви сонные старухи
Толкутся, бредят, верещат.
Смотрю угрюмо на калеку,
Соображаю, как же так –
Я дать не в силах человеку
Ему положенный пятак?
И как же так, что я все реже
Волнуюсь, плачу и люблю?
Как будто сам я тоже сплю
И в этом сне тревожно брежу...
Отложу свою скудную пищу
И отправлюсь на вечный покой.
Пусть меня еще любят и ищут
Над моей одинокой рекой.
Пусть еще всевозможное благо
Обещают на той стороне.
Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне…
Сопоставьте свои понимания с партнерскими. Переходим к целевой работе над обратной связью.
Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства вызывает у тебя его поведение
Вообще, между обратной связью и оценкой довольно тонкая, но очень ощутимая грань.
Доминанта оценочного высказывания – контроль, поэтому субъектом она рассматривается как стремление принудить его к началу, продолжению, прекращению, усилению, изменению направления деятельности – иначе, как давление.
Доминанта обратной связи – информирование, поэтому она воспринимается и оценивается не как принуждение и давление, а как стремление проинформировать об условиях и последствиях поведения, о ходе его исполнения, об уровнях успешности и степени компетентности и мастерства.
Пример: «Ты невнимательный», «Мне кажется, тебе нужно сосредоточиться сейчас».
В парах. Дайте своему партнеру обратную связь относительно того, какие впечатления есть у вас по поводу его состояния, действий, отношений с другими за текущий день. Но делайте это глядя вниз, отворачиваясь от человека, мямлите. Смена ролей.
Обсуждение: эффект, ощущения.
Инструкция: Выучите эти 99 способов, дополните их своими (см. приложение). Проанализируйте различие в степени воздействия на вас лично каждого вида поддержки. Найдите те, которые в большей степени для вас применимы как для человека, испытывающего воздействие, примерьте их на себе.
Это упражнение на кооперацию. Чтобы оно было успешным, каждый участник должен целиком прочувствовать других, чтобы пусть медленно, но найти единый ритм и настроение.
Это упражнение даст участникам возможность почувствовать себя членом единой команды и поможет определить, насколько это удалось тому или иному участнику. Многим людям приятно ощущать свою принадлежность к группе, но вполне вероятно, что есть и такие участники, которые испытывают иные чувства и вовсе не желают близости с командой. Поэтому очень важно в конце упражнения провести обмен мнениями. Отставьте столы и стулья в стороны, чтобы освободить пространство.
Выполняется в подгруппах. Обсуждение групповых решений по "кустам" подгрупп (2-3 подгруппы). По изображениям на рисунках 1-15 определите (см. приложение):
Доверие другому человеку отчасти может быть рационально объяснено тем или иным конкретным опытом моего общения с этим человеком. Отчасти же доверие является иррациональным: я доверяю, хотя и не могу разумно объяснить, почему. Предлагаемая ниже процедура дает возможность осознать, насколько глубоко доверие со стороны участника к членам своей группы. В то же время эта работа поможет активизировать свою интуицию.
Инструкция: Сейчас у нас будет возможность глубже исследовать межличностные отношения и нашей группе. Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и спокойно (30 сек).
Я хочу пригласить вас принять участие в воображаемом путешествии. Представьте себе, что наша группа путешествует по обширным таежным лесам где-нибудь в Сибири (30 сек). Целыми днями мы идем по лесу и наслаждаемся природой (30 сек).
В какой-то день вы теряете группу из вида и забредаете все глубже и глубже в лес. Внезапно вы понимаете, что заблудились, и не стоит идти дальше. Вы садитесь и начинаете ждать, найдет ли Вас кто-нибудь из группы. Вы знаете, что в вашей ситуации это – самое разумное. Вы сидите и смотрите, будет ли вас кто-то искать и сможет ли найти (2 мин).
Теперь, независимо от того- что произошло в вашем воображении, сохраните это в памяти, попрощайтесь с тем местом, где вы были, и мысленно возвращайтесь в нашу реальную группу, сюда (1 мин).
Обсуждение по вопросам:
В микрогруппах по 7-8 человек. Водящий уходит. Перед выходом он встает перед группой, и все, не говоря вслух, формулируют свое впечатление о нем: какой он (она), каковы главные черты его характера?
В его отсутствие в микрогруппах дают ему оценку-определение (не менее одного). Итог записывается. Ушедший в это время обдумывает, что о нем могут сказать члены группы. Когда он вернется, ему нужно угадать, как охарактеризовала его группа. Угадывает, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированные группой.
На одного человека не больше 2-х минут. Когда группа сочтет, что игра с этим человеком сыграна, его качества ему выразительно зачитывают и дарят лист на память. Он может высказать свои мысли по поводу того, что группа написала о нем.
В этой игре один человек выступает в роли давателя обратной связи остальным, но в своеобразной форме: он выступает в качестве продавца на базаре. И предлагает своим потенциальным покупателям, членам группы, купить некоторые вещи, в которых они, по его мнению, нуждаются, которые им очень пригодятся. Что это за вещи? Возможно, материальные предметы, а может быть, и что-то из области души и пр. Возможно, у нас будет универсальный магазин с несколькими специализированными отделами и 2-3 продавца.
Профессионал и клиент (индивидуальное помогающее общение с человеком). В ходе контакта решаются две задачи: диагностика и помощь. Диагностика предполагает ответ на следующие вопросы:
Помощь, ее глубина и действенность, зависят от того, на какой уровень диалога способен профессионал:
Чтобы оказать реальную психологическую помощь, необходимо соблюсти "двойственность" установки во внимании:
Живая двойная цепочка (по 1,5 минуты с каждым новым партнером)
Описание метода: новое видение ситуации на основе теории или личного опыта.
Назначение:альтернативное видение реальности способствует изменению настроения и поведения клиента.
Описание:может быть пожелание, указание на действие...
Назначение: ясно показывает желаемое для профессионального действия, предполагается, что клиент выполнит указание.
Описание: домашнее задание, пожелание, общая идея о том, как действовать, думать, вести себя.
Назначение: давать полезную информацию.
Описание: профессионал делится личным опытом н переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента.
Назначение: связан с приемом обратной связи, построен на "Я-предложениях". Способствует установлению тесного контакта (вплоть до рапорта).
Описание: дает возможность понять, как его воспринимает профессионал и окружающие.
Назначение: дает конкретные данные для самовосприятия.
Описание: объясняет клиенту логические последствия его мышления н поведения, "Если... то".
Назначение: дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий.
Описание: часто используется в конце беседы, чтобы суммировать высказывания профессионала, чаще всего используются в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.
Назначение: проясняет, что профессионал и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал профессионал. Призвано помочь перенести клиенту эти обобщения из беседы в реальную жизнь.
Описание: Кто? - факты. Как? - чувства. Почему? - причина. Можно ли? - общая картина.
Назначение: Выяснение основных фактов, облегчающих разговор.
Описание: содержат частицу "ли", отвечают кратко.
Назначение: сокращают длинный монолог.
Описание: повторение сущности слов клиента и его мысли, используя его ключевые слова.
Назначение: активизируют обсуждение и показывают уровень внимания.
Описание: обращает внимание на эмоциональное содержание разговора.
Назначение: поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства.
Описание: в сжатом виде повторяет основные факты и чувства.
Назначение: полезно повторять периодически во время беседы. Поясняет направление беседы.
Группа договаривается, кто и сколько человек будут смотреть на входящего любящим взглядом. Ему сообщают только количество. Он должен понять, отгадать (без мимических подсказок). Правильная догадка – аплодисменты.
Регулирование хода занятия. Периодическая рефлексия: "Как вы себя чувствуете сейчас?" - снимается напряжение, эмоциональное раздражение. Ведение дискуссии (алгоритм ведущему):
Группа дискутирующих и группа их внутренних голосов.
Задача: идет дискуссия на тему. Выбрать ведущего. Периодически рефлексировать ход работы. Голоса: встают за спиной своего играющего и воспроизводят их внутренние диалоги: то есть, то что чувствует, по их мнению, в этот момент каждый из играющих, но не может или не хочет, боится сказать открыто.
Что такое личность? Если давать строго научное абстрактное определение, оно вряд ли внесет ясность в этот вопрос, по крайней мере для большинства из присутствующих.
Для начала отсечем все, что к личности не относится:
– это не ум, не темперамент, не способности, не характер... Воспользуемся метафорой: автомобиль с водителем – как образ психики человека. Все характеристики конструкции автомобиля, его ходовые качества, расход бензина, скорость заводки, прочность и т. д. будут определять – как он будет ездить, но не куда он поедет. И лишь водитель определяет направление и маршрут.
Личность – это именно та составляющая психики человека, которая определяет направление и маршрут.
Еще образ: вот некто утром просыпается и встает с постели (вяло, быстро, радостно, с унынием и т. д.) Но вот ради чего, для чего он начинает свой новый день – это и определяется его личностью.
аша личность – многоэтажное здание. Пройдемся по его этажам.
Базовые потребности человека: физиологические, социальные, идеальные. Его основные "нужды". Задание: припомните вместе потребности всех трех уровней, которые вам известны. В отличие от высших приматов, человек обладает двумя фундаментальными потребностями более высокого уровня, это: потребность в истине (понять происходящее), альтруистическое желание добра (сделать хорошо другим)
Фонд "хочу" и фонд "могу".Фонд "хочу": область желаемого для человека. Она создается в течении жизни, на основе освоения мира, приобщения к кругу общечеловеческих ценностей. Сюда входят мотивы нашей деятельности. Фонд "могу": Это инструменты, которые мы приобретаем и которые дают нам возможность реализовать наши желания. Эти наши инструменты жизни определяют, насколько мы в состоянии осуществить свои потребности.
Здесь обитают такие жильцы, как устремленность, практическая этика, Я-концепция.
Устремленность: она возникает, когда совмещаются "хочу" и "могу". Устремленный человек
Практическая этика: своеобразный внутренний кодекс взаимодействия с миром. Что можно, что нельзя, что должно, что нужно. Она включает также эмоциональное отношение к жизни – жизнеутверждение или жизнеотрицание (это определяет вектор действий по отношению к жизни).Сюда же относятся и представления, понятие о сущности человека – что позволяет строить прогнозы относительно поведения людей.
"Я-концепция": модель себя самого, развернутое представление о себе.
Парадигма жизни и сверхзадача, смысл жизни.Парадигма жизни – исходное базовое представление о жизни. Парадигма жизни определяет, во-первых, систему личных жизненных ценностей, а, во-вторых, является основанием, на котором строится выбор вектора поведения, т.е. парадигма жизни является обоснованием и практической этики, и Я-концепции, и устремленности.
Парадигма жизни осознается каждым человеком в виде своеобразной формулы, отражающей его переживание в конкретный момент времени:
Формула парадигмы жизни воплощается в конкретные действия, оценки, поступки человека. Она является основой жизнеощущения, которая организует образ мира, другого человека и свой собственный.
Сверхзадача жизни – предельная цель, основное устремление, которое имеет человек.
Процедура: На одной стороне карточки запишите 10 ответов, на вопрос: "Кто Я?". Не пишите свое имя. На этот вопрос можно отвечать по разному, например: мужчина, гражданин, мерцающая звездочка, сын, лентяй, солнышко, ручеек, искорка в ночи и т.д., на обратной стороне карточки запишите 10 ответов на вопрос "Какой Я?". Не стоит писать банальности типа: добрый, умный, честный... Подумайте, чем вы отличаетесь от других? Чем для себя внутренне узнаваемы – именно я такой...
Отдаем карточки ведущему. Он наугад вытаскивает и зачитывает карточки. Все стараются угадать, чья карточка. Если угадал, то тот, кого угадали, обнимает угадавшего, а все аплодируют.
Обсужение: На каком этаже личности живет то, что мы определяли нашими ответами?
Ответить на вопросы, затем высказаться в группе:
Задание: Запишите 3 главных лозунга своей жизни. Лозунги – это своеобразные направляющие человека, коротко сформулированные его программы. Они есть у каждого, но у кого-то они осознаны и сформулированы лучше, у кого-то хуже. Подобрать жизненный лозунг довольно полезно, он может стать жизненным кредо. Может быть, кто-то еще не задумывался о своих лозунгах – сделайте это сейчас.
Примеры, лозунги, сформулированные другими ребятами: "Бди!", "Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться", "Маленькая гадость – сердцу радость", "Я хочу нести людям радость", "Удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия, ее пинка в зад", "Живи здесь и сейчас", "Дорогу осилит идущий", "Рядом тоже люди", "Прорвемся!", "Начихать на всех".
Время на работу: 10 минут. Затем каждый зачитывает свои лозунги без комментариев и сдает свою карточку. Особо выразительные лозунги стоит поощрить аплодисментами.
Групповая рефлексия:
Выразите свое отношение к следующим высказываниям, характеризующим жизненное кредо разных людей:
Прослушайте высказывания. Определите содержание норм практической этики, которых они придерживаются в жизни:
В парах. Один – задает вопросы, другой – отвечает.
Исходные вопросы:
Каждый ответ порождает следующий вопрос. Пример: Зачем люди воруют? – Чтобы получить деньги без труда. А зачем людям получать деньги оез труда?.. И так пока не дойдешь до конца цепочки. Если отвечающий повторяется, топчется на месте, помогите ему вопросом: "И все таки, зачем?"
Затем подсчитаемте:
Увы, даже среди социально благополучных людей попадаются те, кто ни разу не употребляет децентрированные категории. А среднее – 10%
Обсуждение: Что, по-вашему мнению, говорят о личности первые три показателя?
Обсудить в подгруппах и обоснованно объяснить, к какому "этажу" личности относятся следующие феномены:
Теперь пора еще усложнить конструкцию модели здания личности. В душевной жизни нашей личности присутствуют два основных голоса:
Очень часто эти голоса вступают в конфликт. Как вы полагаете, какими обычно бывают результаты таких конфликтов?
дневниках последних лет жизни Лев Толстой тоже размышляет над созданием типологии людей. Вот какие качества он кладет в основу своей типологии:
Можно присоединить еще правдивость и лживость, хотя это свойство не такое основное... По сочетанию этих свойств и определять тип человека.
Любое наше взаимодействие с миром и его составными элементами; природой, людьми, самим собой, информационными системами и т.д., выводит человека из состояния покоя в состояние напряжения. Это нормальное явление.
Проблема состоит в том, чтобы это напряжение вовремя сменялось отдыхом, не накапливалось настолько, чтобы превысить границу между психическим здоровьем и патологией, чтобы оно было оптимальным — ведь при излишке напряжения различных подсистем психики в ней начинаются разные разлады и искажения — и сама деятельность, ради которой и возникло напряжение, становится совершенно непродуктивной. Для начала можно применить метафору, связанную с мышечной системой нашего тела. Человек начинает интенсивно тренироваться.... Усталость... Молочная кислота... Боли.... Отеки... Воспаления... Если не применять нормальные средства восстановления — все это неизбежно и вместо супертренированности получается перетреннрованность, работоспособность снижается, можно и до больницы докатиться...
Вернемся к нашей психике. Конечно, если человек живет по варианту Обломова, то для него проблемы психогигиены не очень актуальны.
Однако как только мы начинаем увеличивать интенсивность нашего бытия, или жизнь нам эту интенсивность увеличивает помимо нашей воли, то проблема психогигиены – то есть психического восстановления, поддержания гармонии основных подсистем нашей души выходит на первый план.
Сегодня мы поработаем над некоторыми способами психологической профилактики.
Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Внутреннюю напряженность можно полностью снять или ослабить, если перенести центр ситуации с себя на какой-либо предмет или внешние обстоятельства, ситуации. С помощью децентрации идет объективация эмоционально напряженного состояния, выбрасывание его вовне, во внешнюю среду и тем самым, избавление от него. Это упражнение на ролевую децентрацию, связанную с перевоплощением человека в другой предмет, мысленным включением в другую ситуацию. (А есть еще интеллектуальная и коммуникативная децентризация).
Упражнение направлено на формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождение от травмирующих "дергающих" ситуаций.
Человек стоит (хоть в общественном транспорте) и представляет себя деревом (каким ему нравится, с каким он может себя наиболее легко отождествить). Необходимо детально проиграть в сознании образ того дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из Земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью. Представление человеком вросших в землю корней его дерева актуализирует взаимосвязи с миром, укрепляет уверенность в себе.
Также с использованием действия децентрации, Необходимо представить себя книгой, лежащей на столе. Следует сконструировать в сознании внутреннее "самочувствие" книги — ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложу, сложенные страницы.
Кроме этого, важно увидеть "глазами книги" окружающую обстановку и внешне расположенные предметы; карандаши, бумагу, стул, стены и пр. Упражнение идет 3-4 мин. н снимает внутреннее напряжение, переведя человека в "мир иных измерений", можно сказать, в "видимый параллельный мир" с реальным существованием предметов по собственным законам, отличных от законов человеческой жизни. Восприятие "иных миров" и внутреннее включение в один из них дает возможность понимания множественности, многогранности любой жизненной ситуации, временному выключению из собственных "стрессовых" обстоятельств и отношения к ним, как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни.
Так же можно организовать психологическое "путешествие" вовнутрь висящей на стене картины или фотографии.
Профилактика возникновения внутренних конфликтов, техника разрешения назревающих личных проблем, получения информации из "недр" своего подсознания.
Обратимся к образу Внутреннего наставника — это инструмент сознания, с помощью которого удается отыскать в себе самом средства, нужные для решения тех или иных проблем.
У большинства людей Внутренний наставник принимает облик какой-то авторитетной фигуры; учителя, старого мудреца, любящей матери, религиозного персонажа, героя кинофильма, всезнающего доктора. Он может быть в облике симпатичного животного или сказочного героя. Однако в любом его облике с ним возможно вести внутренний диалог, задавать вопросы и выслушивать ответы, выходящие, на первый взгляд, за пределы наших знаний. Эти ответы появляются словно ниоткуда. В действительности Внутренний наставник — часть нас самих. Та часть, которую мы не осознаем и которая в самом деле "знает все*. То есть наше внутреннее Я отыскивает то решение проблемы, которое наиболее подходит для нас в нашей жизненной ситуации.
Выполняется стоя. Каждому участнику поочередно дается, задание:
Расставить участников группы в шеренгу по заданному критерию:
После каждого расставления вопросы к расставлявшему:
На предыдущих занятиях мы учились определять текущее психологическое состояние по высказываниям другого, чувствам, проблемам, которые его волнуют в данный момент. Сейчас нас интересуют его более устойчивые характеристики, качества. Такие как:
Задание: Интерпретируйте следующие высказывания клиентов в соответствии с задачей определить его устойчивые качества:
Смысл и направленность упражнения:
Все участники заранее отдают ведущему принесенные с собой предметы, вызывающие у них самые приятные обонятельные осязательные, зрительные или слуховые ощущения. Ведущий перелает по одному предмету по кругу всем членам группы (участники не знают, кто принес этот предмет). Каждый, у кого в руках находится предмет, должен предположить, какие индивидуальные особенности присущи владельцу этого предмета.
Каждый может себе выбрать для рисунка одну из следующих тем:
На рисование 10-20 мин. Обязательно написать тему рисунка, а свою фамилию или имя не подписывать.
Затем рисунки собираются, поочередно: выставляются и идет обсуждение возможных устойчивых качеств автора. Авторство обнародуется по окончании обсуждения всех рисунков.