Поход и субъективность

Исследование основано на анализе похода третьей
категории сложности, совершенного в марте 2003 года.

Оглавление

Основная часть

  1. Организация путешествия
  2. Состав группы и разработка маршрута
  3. Установление доверительных отношений между
    участниками, основанных на разделенном понимании смысла похода
  4. Физическая подготовка
  5. Техническая подготовка
  6. Сбор сведений об экстремальных условиях
  7. Индивидуальная работа по своему фронту ответственности
  8. Музыка в походе
  9. Медицина в походе
  10. Заключение

Приложение 1. Эссе

  1. Эссе о смысле и целях (Саша П.)
  2. Эссе о походе и смысле (Катя М.)
  3. Поход в Глубину (Фарид Р.)
  4. Вот прошел еще один год (Юра А.)
  5. В отличие от среднестатистического человека... (Маша К.)
  6. О походе (Таня Л.)
  7. Всякое путешествие очень меняет человека… (Оля См.)

Приложение 2. Тренинг на формирование коммуникативных умений и навыков

  1. Начало
  2. ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
  3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

 

«Кажется, будто из Земли идет тепло и расправляет паруса души»
(Из походного дневника)

По большому счету, подготовка к походу начинается еще с пеленок, а то и раньше. У человека с раннего возраста формируется система представлений, приоритетов и установок, которая во многом будет определять тот путь, по которому человек пойдет. Она же во многом и определяет, насколько человек будет активным в походе, как он сможет противостоять усталости, сможет ли он строить теплые и искренние взаимоотношения в группе, получиться ли у него регулировать групповую динамику. Поэтому успешность похода зависит от внутреннего содержания, накопленного каждым участником, от того, что он успел пережить и понять еще до похода.

Но как тогда следует оценивать успешность похода? Поверхностные критерии типа взяли неприступную вершину, прошли никем не пройденный маршрут тут не годятся. Это все значки и грамоты, которые вряд ли изменяют суть человека. Если посмотреть на поход в экзистенциальном контексте, то гораздо ценнее будут не значки, а успешный опыт преодоления, переживания близости и согласия, ощущение связи с природой, пережитые разочарования и понимание своей беспомощности и многое другое из того, что руками не пощупаешь. Таким образом, успешность похода заключается в том, чтобы участники получили опыт более полного бытия, и уже после похода, используя этот опыт, стали жить более аутентично, то есть, прислушиваясь к голосу своей субъективности.

«Мне всегда было интересно, из чего складывается радость, теплота, понимание. Почему именно это хитросплетение людей открыто миру, его звездам? Кто создает поле группы? Шеф, делая одному ему понятные пассы и произнося зловещие заклинания? Присутствие шефа, смущающее попу и пробуждающее дух? Мы сами, с нашим рвением к хорошему? Понятно, конечно, что, скорее всего, это все в комплексе, но какие из наших действий, мыслей творили чудеса, а какие опускали в реальность?

Где-то я слышал, что чудеса были, есть и будут, просто многие из нас перестали их замечать. Ведь это правда… В походе все как-то чудесным образом складывается, там жизнь идет не на действиях, а на чем-то большем. Там какая-то связность. Как там, существо двумерного мира не может понять существо трехмерного мира. Одним словом, "волшебниками становиться будем"

(Из походного дневника).

Успешный поход, как правило, помогает человеку лучше ориентироваться в окружающем мире, отделять значимое от шелухи. Преодолевая различные препятствия: горы, реки, перевалы, человек гораздо жестче сталкивается со своими базовыми проблемами. И только при должной степени подготовленности всей группы в целом, он сможет преодолеть свои внутренние барьеры и стать более зрячим.

Тогда что же нужно прежде всего учитывать при подготовке? Из чего складывается теплота, понимание, радость? Попробуем разобраться в этом на примере похода третьей категории сложности, совершенном в марте 2003 года.

Организация путешествия

С полной уверенностью можно утверждать, что не каждый человек в экстремальных условиях похода способен работать устойчиво и продуктивно. Нахождение под нагрузкой (как физической, так и психической) в течение 12 дней задействует все доступные ресурсы организма. Часто участник не может переадаптироваться к новым условиям. Это выражается в неадекватном восприятии действительности, нарушении логичности и последовательности действий, человек полностью погружен в себя и отключается от группы. Такое психическое состояние называется фазовым.

Вряд ли поход будет успешным, если хотя бы один или два человека окажутся в «полной отключке». Противостоять усталости и как ее следствию фазовому состоянию может только сплоченная группа, достаточно глубоко понимающая весь смысл проделываемой работы и четко разбирающаяся во всех тонкостях.

Учитывая все это мы разделили подготовительный этап на несколько фронтов:

    1. Выбор участников и разработка маршрута
    2. Установление доверительных отношений между участниками, основанных на разделенном понимании смысла похода
    3. Физическая подготовка
    4. Техническая подготовка
    5. Сбор сведений, позволяющих составить представление об экстремальных условиях и ключевых точках похода
    6. Индивидуальная работа по своему фронту ответственности (питание, снаряжение…)

Все эти фронты работы тесно связаны между собой, только разрешив задачи по каждому из них, участники из конгломерата могут превратиться в действующую, профессиональную группу дорогих друг другу людей.

Состав группы и разработка маршрута

В состав группы вошли только подготовленные участники, побывавшие до этого в лыжном походе первой и второй категории сложности и знакомые уже с особенностями данной местности с ее сюрпризами и неожиданностями. Но основным «внутренним» критерием подбора состава была своевременность похода для данного этапа развития участника. То есть поход должен являться следующей ступенькой в его развитии. Нельзя брать в поход тех, кто либо по физическим, либо по возрастным, либо по личностным особенностям еще не готов к предполагаемой нагрузке. Это может выбить из колеи, как участника, так и всю группу.

Маршрут был разработан с учетом физических и адаптационных свойств организма человека. Стратегия похода была такова: первые дни – постепенное нарастание нагрузки, «втягивание» организма, затем сохранение нагрузки с соблюдением режима и наличием «разгрузочных дней» (на них планировались радиальные выходы), и в конце – «второе дыхание», яркое завершение похода: заключительная связка – пер. Зап. Петрелиуса – пер. Рамзай, последнее напряжение сил, и один день был оставлен на постепенный выход из нагрузки, восстановление сил перед возвращением и подведение итогов похода. Эта схема вполне традиционна и проверена поколениями туристов как наиболее соответствующая особенностям человеческого организма и позволяющая хорошо адаптироваться к условиям сложного похода, и не только выживанием в этих условиях, но и достижением опыта преодоления себя, обретением новых качеств и раскрытием прежде не задействованных ресурсов организма и психики участников.

Установление доверительных отношений между участниками, основанных на разделенном понимании смысла похода.

Это, наверное, самая главная часть работы, которая должна пронизывать собой всю рутину и все практические дела при подготовке. Совершенно необходимо, что бы подготовка вела человека к чему-то на его внутреннем пути, отвечала на его глубинные потребности, помогала разобраться в себе и других.

«Вот почему не находят сути моего царства те, кто перебирает то, что в нем есть. « У тебя есть овцы, козы, ячмень, - перечисляют они,- жилища, горы и что еще кроме этого?» Кроме этого нет ничего у них самих, они чувствуют себя несчастными, им холодно. И я понял: они прозекторы в мертвецкой. «Посмотрите, вот она жизнь,- говорят они,- кости, мускулы, внутренности, кровь – и больше ничего.» Жизнью светились глаза, но света нет в мертвом прахе. И царство мое вовсе не овцы, не поля, не дома и не горы, оно – то, что объединяет их, превращая в единое целое. Оно то, что дает мне силы. Те, кто любят его, как я, счастливы, как я, и мы живем с ними в одном доме.»

Антуан де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Больше всего роднит общность устремлений. Очень важно, чтобы задачи, которые хочет разрешить в этом походе каждый участник, были сходны. Для того чтобы точнее определить смысл этого похода, каждый участник написал эссе на эту тему. Они были зачитаны авторами на одной из встреч. Это получился своеобразный срез перед походом. В нем отобразились основные проблемы, состояние и настрой участников. Причем все это открылось всей группе еще до похода в достаточно теплой и искренней атмосфере. Эссе помогли лучше понять друг друга и немного открыли занавес перед предстоящими испытаниями. (см. приложение 1)

Помимо совместной работы на выездах и сборах и индивидуальной по своему фронту, которые сами по себе сплачивают группу, были проведены несколько тренингов на сплоченность и взаимопонимание. Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс, тем более что взаимоотношения являются основным источником информации в походе.

Основные задачи которые разрешались на тренингах были:

    1. Отработка навыков поддержки другого человека
    2. Овладение навыками эффективного слушания
    3. Расширение диапазона творческих способностей
    4. Развитие эмпатии
    5. Формирование коммутативных умений и навыков

      (См. Приложение 2)

Физическая подготовка

Все участники похода поддерживали свою физическую форму в течение года ежедневными утренними зарядками, бегом от 2 до 5 раз в неделю (не менее 30 минут), еженедельными выездами за город в течение учебного года. Но этого не достаточно для похода такой категории сложности. Поэтому физорги группы разработали тренировочную программу, рассчитанную на месяц до похода. В основном она была направлена на повышение резервной мощности организма.

До похода был проведен совместный контрольный забег на 16 километров, на котором медик заблаговременно проверил «мощность» организма: пульс до нагрузки, пульс сразу после нагрузки и пульс через 2 минуты после нагрузки.

Техническая подготовка

До похода были проведены 4 тренировочных двухдневных выезда. На них отрабатывались подъем «лесенкой», «ёлочкой», спуск «плугом», спуск с торможением в заданной зоне, техника ходьбы в кошках, техника зарубания при срыве.

Проводились занятия по медицине и физиологии человека. Прорабатывались алгоритмы действий в экстремальных ситуациях (участник ломает ногу на перевале, участник теряет сознание).

На встречах были проработаны некоторые тактические моменты: время которое будет затрачиваться на привалы, переходы, зарядку и завтрак, были распределены дежурные и ведущие на каждый день.

Были проведены занятия по лавинной опасности и обморожениям

Анализировались видеоматериалы прошлых походов. Анализировались наиболее часто совершаемые ошибки. Была предложена такая иерархия.

Ошибки бывают:

    1. Неисправимые
    2. Тяжело исправимые
    3. Задерживающие группу
    4. Пробивающие эмоциональный котел группы
    5. Мелочи разные

Были рассмотрены разные ошибки, их возможные причины, методы устранения и к какой категории они относятся. Основная причина совершаемых ошибок – это суженное (под нагрузкой) сознание. В связи с этим была предложена такая система уровней сознания:

0 – Точечный
1 – Действия возможны только по алгоритмам
2 – В поле внимания только своя область ответственности
3 – Включает в себя ответственность за другого
4 – Понимание ситуации в целом и влияние на нее

Руководствуясь этой системой становится понятнее, что делать что бы избежать ошибок. Поэтому всячески поощрялось активное участие в подготовке, стремление охватить весь процесс в целом и направить его в нужное русло.

Сбор сведений об экстремальных условиях

Штурмана собрали обширную информацию о тех перевалах, которые нам предстояло проходить, и ознакомили группу с главными их особенностями и техникой подъема на эти перевалы. Так же были собраны сведения об особенностях района и о тех местах, где планировались новички.

Было проведено занятие по поведению в экстремальных ситуациях. Просматривались документальные фильмы об экспедициях. Прежде всего, было интересно, за счет чего люди справляются с трудностями столь многодневных походов. Основные два критерия, которые были выделены – это: открытость и теплота взаимоотношений и богатое внутреннее содержание участников.

Индивидуальная работа по своему фронту ответственности

За каждым участником был закреплен его фронт ответственности. Как уже говорилось, участник совершает ошибки, если он отключен от окружающей обстановки и от группы, поэтому столь важно, чтобы каждый участник мог выкладываться на группу в сфере своей ответственности. Таким образом зарабатывается признание и уважение участников. С успешности в своем деле начинаются доверительные отношения между участниками.

Музыка в походе

Люди, особенно в походах, гораздо больше общаются без помощи слов. 80% информации передается невербально: через мимику, жесты, позы, интонации. И успешность похода складывается из группового настроя, из правильных действий, из уверенности в других, из понимания. Слова же действенны лишь, когда обозначают уже пережитое. Всевозможные причитания, просьбы и советы дают мало эффекта, если нет определенного уровня настроя и понимания у участников.

Поэтому так важно задействовать весь арсенал приемов помогающих воздействовать на состояние и настрой каждого участника группы. Из технических средств – это, в первую очередь, музыка.

Правильно подобранная музыка может существенно изменять настрой группы, направлять ее в нужное русло. Отзываясь в участниках, она помогает им быть более раскрепощенными, более теплыми и участливыми, она помогает настроиться на окружающий мир и других людей. Музыку можно использовать как средство восстановления. Медитативная музыка прослушанная перед сном, позволяет лучше расслабиться и восстановить силы во время сна. Музыка спасает от монотонии при переходах по равнинной местности; дорога перестает быть унылой, откуда-то берутся свежие силы.
И еще один, быть может самый спасительный, эффект музыки заключается в том, что она наполняет содержанием групповое пространство. Если бы этого не происходило, то участникам пришлось бы это делать самим, однако часто содержание разговора, особенно при суженном состоянии сознания в условиях долговременных физических нагрузок в походе, сводится к двум-трём бытовым темам.. В редкой туристской группе без специальных средств участникам удаётся поддерживать живой интерес друг к другу даже в течении одного похода. В экстремальных условиях многодневных походов, начиная со второй, третьей категории сложности, многое из того, что в городских условиях казалось приемлемым в поведении участников, начинает вызывать раздражение и даже острое неприятие. Для предотвращения конфликтов в городе должна быть проведена необходимая психологическая подготовка, а в самом походе руководитель и участники должны умело регулировать психологический климат в группе. Мощным средством регуляции эмоциональной групповой атмосферы является музыка различных направлений. Верно подобранная музыка помогает сгладить возникающие сложности в общении. Более того, совместное прослушивание способствует созданию, столь важной в любом походе, доверительной атмосферы в группе Мелодичная, богатая обертонами музыка учит лучше понимать душевные сигналы других людей, закрепляет в эмоциональной памяти яркие моменты похода и групповой жизни.

Но, как говорится «искусство требует жертв»: чтобы воспользоваться всеми этими преимуществами группа должна платить за это некоторым лишним весом (магнитофон - 3,5 кг и аудиокассеты 3-4 кг ну и еще пара, тройка килограмм аккумуляторов и батареек). Однако этот недостаток с лихвой окупается существенно другим уровнем психологического климата в группе.

К походу было отобрано примерно 70 кассет по различным направлениям: музыка на ход, медитативная музыка для расслабления и сна, музыка для зарядок, барды, юмор, инструментальная музыка, арт-рок.

В походе мы провели один музыкальный вечер, на котором слушали любимые композиции каждого участника. Они были собраны на одну кассету еще в городе. Такие вечера сплачивают группу, помогают участникам лучше понять друг друга.

Медицина в походе

Подготовка медикаментов к походу в городе проводилась тщательным образом. Все подбиралось и закупалось в соответствии со списком необходимого содержимого аптечки. Непосредственно перед началом похода проводились консультационные занятия с медицинским работником для того, чтобы все участники группы имели представления о поведении в экстремальных ситуациях. Причем проговаривались действия каждого с рассмотрением различных возможных вариантов оказания первой помощи. Также в городе была составлена сводная таблица, отражающая состояние здоровья участников, уровень их физической подготовки и болезни, возможность появления которых в походных условиях наиболее вероятна для конкретного человека. Это проделывалось для того, чтобы заранее знать о предстоящих трудностях и быть готовым к ним.

В самом начале, после первого перехода, на привале, был измерен пульс; так как он был в норме, не было необходимости принимать таблетки, улучшающие работу сердца. В дальнейшем, пульсометрия проводилась регулярно, и по мере надобности, участникам выдавали панангин. Так же немаловажным для состояния всех членов группы являлись согласование действий медиков с завхозами по питанию. Например, выдача кураги на привалах, что способствовало лучшей работе сердца и просто улучшению настроения. Во многом эмоциональное здоровье всех членов группы является предметом наблюдения медиков, так что они должны стараться, чтобы день не был напряженным.

Каждый день нашего похода начинался с измерения пульса, когда все еще только проснулись и лежали в спальниках; это необходимо для того, чтобы определить, насколько полным было восстановление за ночь. Далее следовала зарядка. Она не была разделена на две части, а вся целиком проходила в шатре, и поэтому было особенно важно не пропустить ни одну деталь и размять как следует все части тела. Обычно зарядка начиналась с разминки рук, лица, а потом плавно переходила в бодрящие, энергичные упражнения, которые активировали работу основных групп мышц. Во время и после зарядки задача медиков заключалась в том, чтобы проследить внешний вид ребят. В случае недовосстановления могло опухнуть лицо или появиться темные круги под глазами, тогда необходимо было принять эуфиллин, который способствовал выведению лишней влаги из организма, или панангин, если опухлость вызвана большой нагрузкой на сердце.

После зарядки мы завтракали. В этом случае тоже было бы уместно совмещать работу завхозов и медиков. Важно, чтобы пища не была однообразной, содержала витамины и биологически-активные добавки. Не стоит много есть с утра, так как впереди еще целый день работы.

По окончанию завтрака, медики оказывали помощь при обработке мозолей или ссадин. Постоянно контролировалось наличие кипяченой воды в аптеке. И далее, при передвижении, измерялся пульс в начале и конце привала, словом, шло наблюдение за самочувствием участников.

Очень важной частью работы медиков было контролировать нагрузку и степень подготовки к ней каждого члена группы. При необходимости нужно было разгрузить участника, уменьшив вес его рюкзака. Для этого должны учитываться состояние, силы и возможности каждого. Особенно это важно при переходе через перевал, когда нагрузка очень велика, и может сыграть роль любая упущенная мелочь. Поэтому кроме разговоров, медики должны измерять вес рюкзаков и соотносить его с возможностями его владельца, делая выводы о своевременности разгрузки.

Таким образом, роль медиков в походе заключается не только в умении оказывать первую помощь при необходимости, но и в тщательном контроле за состоянием каждого из участников, учитывая их возрастные и физические особенности.

Заключение

Поход – это уникальный опыт другой, более полной жизни. Это то место, где можно хоть как-то разобраться в своей жизни и почувствовать, что же действительно важно, а что только обрамление и шелуха. Но поход это еще и испытание, которое должно быть по силам участникам. Поэтому так важно уметь расставлять приоритеты при подготовке и понимать всю ее значимость.
Успешность этого похода чисто субъективно – велика. Для многих участников (и даже для тех у кого это был пятый или шестой Зимний Кольский) он стал чем-то необычайным и ранее не достижимым. Еще в походе многими замечалось достижение чего-то значимого. Объективно успешность похода можно проследить по видеозаписям и по тем четырем(!) фильмам, которые были сделаны после похода. Все они хотят рассказать о том невидимом, что происходило там.

Давай говорить с тобой…

Давай говорить с тобой,
Как с рекой - своей глубиной,
В безвоздушной пустой тиши
И в бесслезной строке без лжи.
Давай помолчим с тобой,
Как высь, как гора с горой,
Просто вспомним сияние тьмы,
Пик, куда залетали мы.
Давай повздыхаем с тобой,
Как кит-океан весной,
Ударим хвостом волну
И вновь уйдем в глубину.

Катя М. (2.04.03)

Приложение 1 Эссе

Эссе о смысле и целях (Саша П.)

Пирует с дружиной вещий Олег,
При звоне весёлом стакана,
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана.
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Привет, братишки и сестрёнки! Слушая ваши эссе о том смысле, который вы придаёте походу на Кольский, я внутренне радовался за вас, глядя на ваши одухотворённые лица! Я пишу это без тени иронии, напротив, с долей восхищения и трепета! И хотя может быть, мы запомнили не все положения из эссе своих товарищей, но по окончанию чтения в группе воцарилась доверительная и возвышенная атмосфера, которую так не хотелось рушить! Меня это очень порадовало, на душе остались свет и тепло. Что может быть дороже. Спасибо!

Вы спрашиваете меня о том, в чём я вижу смысл похода на Кольский? Их есть у меня. Мне хочется разделить смысл похода и его цели. Может это только моё субъективное деление, но я попробую объясниться. Потому как, если меня спрашивать о смысле похода, то он для меня самоочевиден. Это всё равно, что спрашивать меня о смысле всех наших походов, о смысле деятельности клуба, о смысле всей жизни - смысл всего этого, в том, чтобы жить как можно более полной, плодотворной (не только для себя, но и для других), здоровой и счастливой жизнью, Своей жизнью, ведущей по пути постоянного духовного роста. В противоположность жизни, полной страданий, бессмыслицы, серости и обыденности. В этой связи вопрос о смысле похода внутренне во мне не возникает. Франкл в одной из своих книг приводит такой пример. Будет ли возникать вопрос о смысле жизни у человека, подымающегося по горной тропе, где его взору будут открываться всё новые и новые красивейшие ландшафты Альп? Или у человека, погрузившемуся в слушание классической музыки в зале филармонии? Нет. В норме здоровый и счастливый человек не задаётся вопросом о смысле жизни - он его ощущает безо всяких логических доказательств.

Это я и имел в виду, когда говорил о том, что поход на Кольский с, смею надеяться, близкими людьми из клуба, обладает для меня безусловной ценностью. Поэтому иногда нагромождения красивых слов по поводу "смысла" похода кажутся мне умозрительными наворотами. Уж простите.

Другое дело - цели похода. Я помню время, когда я ходил в походы в группе с Валерой Падалка. Это было золотой период моей жизни! Наполненный таким количеством счастья, восторга, морем новых впечатлений и самых разнообразных открытий в мире, других людях и в себе. Нас манила романтика туристских приключений, в нас был спортивный азарт, мы очень хорошо и тепло относились друг к другу, и плохо видели дальние ориентиры, точнее о них предпочитали не думать, мало заботились о завтрашнем дне и мало знали. Что ещё надо для счастья! Малые знания - малые печали. Да, да, сейчас средний новичок, во всяком случае, имеет представление о такой информации, о которой мы и слыхом не слыхивали. К сожалению, те начала, на которых была создана та группа изначально, были недолговечными, хоть и до поры до времени устойчивыми. Это как дом построенный на врытых во дно озера деревянных сваях - несколько лет они стоят хорошо и радуют глаз своей стойкостью, но нижняя часть столбов медленно подгнивают, скрытая от глаз гладью воды. И вот приходит время, дерево сгнивает, и дом внезапно рушиться в воду, по невидимым, но неотвратимым причинам. Сваи надо было ставить из бетона! Когда группа наша постепенно развалилась по бревнышку, меня, помню, стал мучить вопрос. Как же так? Пять лет я шёл плечом к плечу с этими людьми, спал с ними бок о бок в одном шатре, ел из одного котла, бил лыжню в Ловозёрах и Приполярном Урале, побеждал на соревнованиях, разговаривал по душам у ночного костра. И получается, что на самом деле нас по-настоящему ничего не объединяло, так чтоб на всю жизнь? Кроме общей событийной канвы жизни и хорошей эмоциональной притёртости и, может быть, общей "тяги к приключениям". Сейчас кстати такой тяги, этой авантюрной жилки, в детях на целый порядок меньше. Да, была сильная симпатия и привязанность друг к другу, признательность и теплота, которой сейчас мало в клубе. Было многое, но, как оказалось, не было чего-то более важного для сохранения долговременной перспективы существования группы. Не было представления о том, куда мы вместе идём, и куда стоит идти, отчего должны спасаться и во имя чего. Мы смотрели друг на друга, а не в одном направлении. Нам нравился сам процесс, но понимания целей было очень смутным.

Так вот, теперь собственно о наших с вами целях, какими я себе их представляю. Одной из главный целей я считаю изменение круга абсолютной веры, тех само собой разумеющихся житейских программ представлений, которые сидят в каждом из на с как бомба с часовым механизмом. Там при больших нагрузках, т. к. сил на поддержание имиджа практически ни у кого не остаётся, на поверхность всплывают глубинные, часто, мягко говоря, неконструктивные, установки поведения и отношения к другим людям, которые являются результатом социального программирования в детстве. А то, что осознанно и принято в себе (при условии теплой и поддерживающей атмосферы в группе), теряет свою силу и может быть и изменено. Это как раз те рельсы, по которым мы все неосознанно едем, вместе, пока наши одноколейки проложены параллельно. Но придёт день и появиться ключевой стимул - "щёлк – зажужжало", и рельсы побегут все в разные стороны вниз с горы, чтобы вскоре оказаться каждый в своём трамвайном тупике. Каждый из нас ещё до конца не знает, какой чёртик сидит в нём.

Второй целью мне кажется проведение эксперимента с собою и с группой в целом, чтобы понять насколько возможно пересилить физические закономерности накопления усталости в походе, с помощью подключения ресурсов высших идеальных структур, которые есть в каждом из нас, но находятся часто в спящем виде. Это, прежде всего, высокие и невероятно сильные объединяющие идеи и бескорыстная работа до последней усталости каждого участника на других с, как говорит наш шеф, "забыванием про себя". Если это получается, то служит сильнейшим доказательством того, что возможен и реален другой, отличный от обычного полу-животного, тип существования. И все участники смогут ощутить, что в человеке важнее всего, как говорит наш шеф, "не задница, а те самые высшие структуры".

Это тесно связано с целью номер три. Те, кто бывал на Кольском и не раз и не два, а три (хотя бы), знает, что в этом походе он может испытать те самые, недоступные почти нигде (не хочется их называть заезженным словом, но они таковые), высокие состояния или пресловутые пиковые переживания. Мы идём, каждый раз туда с надеждой на то, что в походе удастся сотворить СКАЗКУ. Это слово с 13 лет знакомо мне в этом контексте. Оно очень правильное. Всё мы в детстве узнаём, что где-то есть волшебные страны, где добро всегда побеждает зло, где обитают эльфы, феи и добрые маги. И все в тайне мечтаем хоть на краткое время попасть в такое место. Дело ещё тут и в том, что пиковые переживания являются реализацией самой высшей из потребностей по Маслоу - потребности в самотрансденденции, т.е. выхода за свои пределы и ощущении сопричастности всему мирозданию. Наблюдая красоты заснеженных гор, ослепительную синеву неба, дали открывающиеся с перевалов в ясную погоду, я не раз испытывал чувство сильнейшего восторга и ликования перед жизнью, чувство благодарности к Богу, за то, что я могу воспринимать такое великолепие. Если в группе всё складывается как надо, когда нет ни капли пренебрежения друг к другу, то такие состояния копятся. Благостное отношение к миру, то самое ощущение СКАЗКИ складывается из множества маленьких штришков - из умной улыбки и доброго взгляда товарищей, блестящих льдинок в весело журчащем ручье, снежинок, тихо падающих на волосы, ощущения доброй энергии тайги и гор.

Из того, что я вынес из этих сложных походов, я ценю не меньше и опыт преодоления, терпения, опыт волевого усилия на всех уровнях и радостного чувства от выполнения нелёгкой работы, удовлетворения от того, что смог это сделать. Здесь пред моим внутренним взором встают разные картины. Вот день, когда пройдя насквозь всю долину реки Тулийок от перевала Ворткеуайв, подходя уже в сумерках к железной дороге по ту сторону Умбозера, у меня натурально тряслись коленки. Вспоминается состояние ,когда преодолеваешь вязкую сонливость на вечернем занятии или при дежурстве у печки, когда сознательно заставляешь себя в шатре, как бы не устал, не задевать никого, ни лишними движениями, ни неловким словом. Люди склонны в течении жизни приобретать самые разные привычки - в походах человек получает полезную привычку преодолевать.

Имея в своём опыте камертон подобных переживаний, в городе всем нам будет намного легче преодолевать свою лень и немощность, проявлять чуткость и заботу. Люди, успешно побывавшие в вертикальном мире, в горизонтальном чувствуют себя на порядок более защищенными, чем до этого. Возникает то, что называется туристской закалкой - умение преодолевать и терпеть, умение ладить с другими людьми, успешно работать в команде.

Если вы спросите меня, ради чего я иду в этот поход, то первым ответом будут слова "Ради вас!" Конечно! Во многом я иду в эту "тройку" ради тех, кто ещё не бывал в таком походе.

Есть робкая надежда, что этот поход даст толчок для создания иного типа единства между нами, хотя бы даст представление участникам, что возможен иной тип взаимодействия. Который реально может смягчить экзистенциальное одиночество каждого из нас, и помочь преодолеть то колоссальное разъединение душ, в котором мы все живём. Этот холод жизни губителен для каждого из нас, поэтому одной из наших сверхзадач является создания, если хотите братства или семьи - назовите, как хотите. Основой его, конечно, должна являться общая цель и совместная значимая для всех деятельность, а также отношение к другому, как к сверхценности. Не знаю, доводилось ли вам испытывать что-либо подобное, но мне знакомо то состояние души, испытанное мною только на Кольском, когда ты готов идущую впереди группу носить на руках, когда абсолютно каждый участник группы тебе чрезвычайно дорог! Приобретение и опыта безусловно любовного отношения друг другу, без которого на Кольском просто тяжело выжить, можно считать тоже одной из целью этого похода. Причём, чем тяжелее условия, тем виднее то, насколько глубоко такое отношение к другим присутствует в каждом - у кого-то это только маска, прилипшая к лицу вследствие социального давления в клубе, а у кого-то его подлинная сущность. Может, в результате похода мы будем лучше понимать, как и куда нам двигаться вместе. Во-вторых, узнаем особенности - достоинства и "тараканы" - друг друга. Сумеем хоть на несколько шажков приблизиться к тому взаимопроникновению внутренних миров, которое небезызвестный психотерапевт, называет интимом. Ведь, что ни говори, а у каждого из нас даже в клубе найдётся очень немного людей (пальцев одной руки будет предостаточно, чтобы их перечислить), которых мы можем назвать по-настоящему близкими - может три, может два, а может и вообще таких нет на данный момент. А представьте, что группа станет нашей семьёй, нашей надёжной тихой гаванью, где в любой шторм, можно отдохнуть и восстановить силы, где есть люди, которым ты реально нужен, и для которых ты дорог и любим. Где ты знаешь, что тебя никогда не бросят и не предадут. СКАЗКА, скажите вы. Да, она самая, она же высокая планка, она же идеал, реализовать который, быть может, суждено не нам, но стремление к которому придаёт жизни стройность и осмысленность.

Есть и цели и чисто физического плана - почистить и омолодить организм. Чистота воды и горной природы в сочетании с физическим трудом за дни похода хочешь, не хочешь, а пропитывают организм живительной энергией, вытесняя из него всякую бяку.

Успешный опыт преодоления естественных препятствий и сложностей в групповом взаимодействии придают силы и уверенность каждому. Поэтому, если мы приедем с победой, мы привезём с собою запас сил и уверенности, что сможем преодолеть те сложные индивидуальные и групповые задачи, которые стоят перед каждым из нас. Вынужден заканчивать, так как время за окном уже недетское, а завтра, т.е. уже как три часа сегодня, ещё пятнарик бежать. Может для кого-то я писал о совсем понятных и привычных слуху вещах, но мне хотелось подсобрать всевозможные цели похода, дабы попытаться придти к какому-то согласию. Мысленно каждому подмигиваю. Каждого люблю! Ну а теперь, как говорит наш шеф, с Богом!

Эссе о походе и смысле (Катя М.)

Для чего люди уезжают в далекие края? Для чего мы идем в этот поход? Для чего мы вообще ходим каждый год на Кольский? В надежде, что у нас (в который раз) а вдруг что-нибудь получится, а? Само собой? Нет, мы конечно подумаем на эту тему пять минут. Или полчаса. Но не больше. А мне кстати палки новые нужны. И где же взять кошки? О! Тупо смотрю на кота, который лежит на диване, в моей постели, а головой еще и на моей подушке. Вот зараза! Э-э, я отвлеклась. Так для чего же мы все-таки едем на Кольский, преодолевая одни и те же препятствия, говоря каждый раз об одном и том же и втайне надеясь, на то, что вдруг все-таки в сумасшедшем коктейле разнообразных членов группы, их пониманий и непониманий, из гор, пурги, подлипа, солнца, вечерних занятий и вечерней усталости, из мыслей и стихов родится Сказка. Настоящая. Которая откроет новый мир. Иной. В нем все по-другому расцветится, поднадоевшие лица товарищей засияют яркими красками, и откроется Истина - для чего же мы все-таки пришли в этот мир?! Для чего мы здесь, вот такие, с этими людьми? Мы поймем и увидим свою глубину, и откроем ее в другом.

Можно тысячу раз рассуждать о пиковых переживаниях, говорить о высоких состояниях, разумом с сожалением понимая, что они нам незнакомы, или знакомы отдаленно, опять прошли мимо, лишь обмахнув нас своим призрачным крылом и опалив отблеском неземного огня. И в глубине души отчаянно мечтать опять пойти на Кольский, ибо только там они все же приближаются к нам.

Как мне не хочется опять нагромождать банальности про группу, про условия, в которых, возможно, при определенном взаимодействии… Не хочется снова повторять то, что уже говорилось много раз. Все это вы слышали сами.

Когда я настраиваюсь на поток внутри меня, текущий из глубины в высоту, или наоборот; поток света и тепла, я могу писать, надеяться и грезить. В который раз снова мечтать о том, какие у вас, моих любимых сотоварищей, будут ясные глаза, в которых отразится ваша подлинная сущность, и румяные щеки, обветренные сквозняком из инобытия (а там, на Кольском, он веет ощутимо), и радость наполнит наши души, пусть хотя бы на минуту в день…

Конечно, многие могут угрюмо заметить, что пиковые переживания для них не так уж сильно связаны с Кольским (да, да, Стас, в последнее время я так почему-то боюсь твоего осуждения), но я-то пишу именно о нем. И о том, для чего мы туда все-таки идем, а не сидим дома в туалете или на кухне, в ожидании "прихода" мрачно перелистывая страницы блокнота.

Я не буду говорить об усилении этих самых пресловутых переживаний и высоких состояний с помощью группы и гор. Не упомяну о более глубоком понимании разных постановок и вообще жизни в этой обстановке. Промолчу о том, как много прекрасных стихов там можно (и надеюсь) написать. Кстати, вы замечали, что наша группа почти целиком состоит из поэтов? Я не имею в виду возможность и простое написание стихов. Я пишу об особом мироощущении, немного, может быть, восторженном или сумасшедшем. Но мы ведь можем прозревать! И в этом походе еще раз, хотя бы краем глаза, а больше и не надо, заглянуть за покрывало, застилающее взор, и увидеть иную реальность, изнанку бытия…

Быть здоровым? Туристами надобно стать,
Уважать миг общенья, друзей принимать,
Чтобы с жизнью справляться, в поход отправляйся -
Лишь с вершины до неба возможно достать.

Поход в Глубину (Фарид Р.)

Предпоходное восприятие мира.

Я иду на Кольский, человеку свойственно движенье, но в этом походе основное движенье выполняет душа. Движенье в новое, в чистое по ее меркам. Раз есть движенье значит есть его причина, может цель или то от чего оно отталкивается. Точно знаю, что мне противен город, с каждым днем я все больше ощущаю трясину жизни, в которую пришлось заглянуть не по своей воле. Уже радость и творчество съедено насекомыми скуки и тоски, отчего эти великие дары человеку перестали радовать!

В последнее время, кроме сонливой городской скованности я замечаю, как мое сознание в противовес дреме, при совместной деятельности с кем-либо, расширяется, причем расширяется в глубь мира, в суть вещей и явлений. Временами я вижу, что все вокруг это лишь поверхность, на которой мы пытаемся что-то строить и огорчаемся, когда это не связанное с глубиной разрушается ветром времени… Наверное, у всех нас в походе такое мироощущение достигнет апогея и мы группой став неким единым существом сможем погрузиться в глубину жизни, оставив на поверхности свои индивидуальности и всегда ощущая крепкую основу в глубине.
Еще я заметил странную вещь - любой поход на Кольский у меня, как некая грань, за которой ничего нет! Обычно я могу примерно на месяц ощутить себя в будущем, прочувствовать себя там во времени… А после Кольского лишь тишина. Может это связано с тем, что линии жизни слишком быстро меняют направление в таких условиях, может мой разум от чего-то защищается - не знаю.
P.S. Надеюсь за те немногочисленные тренировки мы довели свои организмы до автоматики, ноги будут хорошо плугить, руки рулить а плечи тащить… Тогда у нас будет огромное количество свободного времени, которого здесь нет, не стоит обманываться, для стирания границ между собой, группой и миром…

Вот прошел еще один год (Юра А.)

Вот прошел еще один год. Впереди виднеется новый Кольский: троечный, долгожданный, родной. Эх! Он как день рождения, только раз в году…Мы все боимся, что Кольский может пройти не заметно… Как жизнь.

Вот он приближается, приближается, а вот он уже удаляется… Мне даже немного страшно сейчас думать об этом. Ну что ж, пусть этот страх не даст мне заснуть в недобрый для мира час.
"Душа мира питается счастьем человеческим"

Может на всех сюда закинули, чтобы мы счастье по крупицам собирали? Такие, прям, грибники счастья. Ходим, собираем по-малёху. Им только и живы, не хлебом единым. Потому, наверное, и на Кольский рвемся. Там этого счастья - залежи! Там жизнь совершенно другая, не подделаешь…
У нас сейчас доллар - одна из самых главных ценностей, в "бешеном Максе" - это топливо, в "Lexx" какая-то противная на вид жидкость, не помню уже где, самым ценным является вода. Слава богу Кольский все расставляет по своим местам. Это как у Пушкина… Несмотря на все страдания, предательства, убийства в его мире, он несет с собой свет. Потому что у него все на своих местах, добро на своем, зло на своем.

Вот как бы так эту истинную ( реальную? гармоничную?) иерархию на себя нацепить и ходить уж с ней все время. Трах-тибидох-тибидох!

Уффф! Тяжело писать. Самое главное, надеюсь, сказал, не в строчках, так между ними.
Нам всем хочется тепла, заботы, творчества, неугасимого интереса к миру, здоровья, наконец, так пусть нам этого хочется больше всего на свете.
Трах-тибидох! Аминь.

В отличие от среднестатистического человека... (Маша К.)

В отличие от среднестатистического человека, который зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле, чего он хочет, чего он думает, какова его точка зрения, мы в нашей группе стремимся к разъяснению этого круга вопросов. Я не хочу расставлять какие-либо приоритеты в кругу своих целей: что во-первых, что во-вторых… я хочу… Чего же я хочу? Попробую высказать свою принципиальную позицию.

Надеюсь, я все-таки двигаюсь по определенному пути развития, и тогда зимний Кольский - всего одна из точек на этом пути. Точка приложения моих усилий (как и любой другой день в идеале). Меня захватывает сам процесс подготовки похода. Азарт, связанный с ограничением во времени (хотя время жизни тоже ограничено - этот факт менее осознаваем в каждую минуту). По сути, поход как факт есть сам по себе "напрягающий фактор" (надеюсь, понятно, о чем идет речь).Причем ЗК настолько же меня "напрягает",насколько будет "напрягать" Водник, Осенник и другие походы -каждый в свое время. Дело еще и в том, что уже в процессе подготовки повышается интенсивность бытия (мини-группа, выделившись из основной, проходит некоторые стадии развития; каждым участником читаются и перечитываются книги "под углом", актуальным в данный момент и др.)

Сам по себе поход (12 полных дней), кроме всего прочего, является и самоцелью - эдакая очередная прогулка по красивейшим местам, структурированная вода, особая энергетика… Что касается прочего…Я уже имела неосторожность говорить о нежности, доброте, теплоте и принятии (кто не помнит, это было, когда мы говорили о том, чего мы хотим принести в группу). Вместе с тем, как раз эти качества, вкупе с толерантностью, я и хочу так сказать "излить" на других участников (то есть вас). Как бы цинично не звучало вышесказанное, но в моих планах действительно выращивать и разливать вокруг себя как можно больше теплоты и содержания.

О походе (Таня Л.)

Вот и осталось лишь несколько дней до начала похода. Начинается суета, усиливаются приготовления. Все направлено на то, чтобы поход удался. Но разве был у нас хоть один неудачный поход? Смотря, по каким критериям это оценивать. В каждом походе мы достигаем чего-то (в разной степени, конечно, в зависимости от похода). Но хотим мы того, или нет, мы все равно сближаемся, общаемся, взаимодействуем. С этой точки зрения все походы более или менее удачны. Но, по-моему, важнее то, что происходит (или должно происходить) после похода. Почему, возвращаясь в город, мы забываем о том, что было в нем, мы не относимся с такой же серьёзностью и, в то же время, нежностью к тем, с кем так близко взаимодействовали. Конечно, остаются люди, которые продолжают поддерживать тесные связи друг с другом и после, но они, в основном, неплохо ладили и до похода. Почему же остальные так легко отказываются от того, что было наработано такими огромными усилиями? Почему они отказываются от построенных взаимоотношений? Ведь подойдет время следующего похода, и опять нужно будет строить мосты к другим людям. Так неужели не легче сохранить все сразу же, таким, каким мы это создали. Даже новичок, который только учится кататься на лыжах, знает, что лучше сделать над собой усилие и удержаться, чем упасть и потом подниматься.

Мы уже достаточно падали, чтобы понять это. И так бы хотелось, чтобы в этот раз мы смогли удержаться. Все вместе. Надолго.

Всякое путешествие очень меняет человека… (Оля См.)

Всякое путешествие очень меняет человека, и мне бы хотелось, чтобы на этом зимнем Кольском случилось нечто подобное. Прежде всего, мне бы хотелось пересмотреть свой взгляд на группу в целом и на нашу маленькую группку этой «тройки». Пока у нас возникают некоторые сложности, но я надеюсь, что мы все-таки сможем принять друг друга такими, ведь это будет очень важно для каждого из нас в походе. Там может случиться так, что то что не было высказано, то есть, то, что не понравилось в процессе подготовки, выплывет наружу, и тогда атмосфера будет не такой, какой мы ее сможем сделать, если все будем открыты друг другу. Поэтому я думаю о том, как сделать в нашей группе такую открытость, а это уже зависит не только от меня, на самом деле, но и от желания каждого из нас. Я сейчас лишь обозначила эту проблему между нами.

Я думаю, что для меня и для других членов группы этот Кольский запомниться на долго и мне хотелось бы, чтобы так было. Я бы хотела запомнить те ощущения, то состояние, в котором я буду там. И мне бы запомнилось, если бы и вы тоже испытали это состояние и поделились бы им – своими ощущениями и размышлениями.

И, конечно, мне очень хотелось, чтобы мы никогда не теряли связь друг с другом и росли,
росли, росли.

Приложение 2. Тренинг на формирование коммуникативных умений и навыков

1. Начало

В начале тренинга можно провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) "лестницу коммуникативного мастерства". Левый край - мастер коммуникации, правый - уровень мастерства. Задача - найти свое место на этой лестнице и встать туда, в соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия можно повторить эту процедуру с разными вариантами добавлений. Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

Следующий шаг - информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:

Успешность тренинга во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению. Выработка мотивации может происходить с помощью различных заданий: проведение с последующим обсуждением видеозаписи групповой дискуссии; проигрывание личных проблем в общении, предложенных участниками.

"ВИЗУАЛЬНОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ"

Назначение:
- совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга.
Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других чле­нов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.


"ЧЕРЕЗ СТЕКЛО"

Назначение:
- формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Один из участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое.
Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об умении устанавливать контакт.


"ДИСКУССИЯ"

Назначение:
- формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения;
- совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и парали­тика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
На упражнение отводится - 15 минут.


"ДА"

Назначение:
- совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

"ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ"

Назначение:
- совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;
- развитие воображения и эмпатии.
Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

2. ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа" Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ СЛУШАНИЯ:

    1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ
    2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ ("ага", "угу", "да-да", "ну", кивание подбородком и т.п.).
    3. ЭХО - повторение последних слов собеседника.
    4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.
    5. ПАРАФРАЗ - передача содержания высказывания партнера другими словами.
    6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь ("Ну и...", "Ну и что дальше ?", "Давай-давай" и т п.).
    7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что ты имел в виду, когда говорил "эсхатологический".
    8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа "Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.
    9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ
    10. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, "подсказывает слова".
    11. ЭМОЦИИ - "ух", "ах", "здорово", смех, "ну-и-ну", "скорбная мина" и пр.
    12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально ("а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, "кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает "рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: "Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте "Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте "Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте "Комментирования".

Название Основная цель Уместные реакции
1
Поддержка Дать возможность говорящему выразить свою позицию Молчание
Угу-поддакивание
Эхо
Эмоциональное сопровождение
2
Уяснение Убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника Уточняющие вопросы Парафраз
3
Комментирование Высказывание своей точки зрения Оценки Советы Комментарии

"ДИСПУТ"

Упражнение проводится в форме диспута. Участники делятся на две приблизительно равные по численности команды С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по какому-либо вопросу, например: сторонники и противники "загара", "курения", "раздельного питания" и т.д.

Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обя­зательным требованием для играющих является поддержка высказываний соперников и уяснение сущности аргументации. В процессе слушания тот из членов команды, чья очередь высказываться следующим, должен реагировать угу-поддакиванием и эхо, задавать уточняющие вопросы, если содержание аргументации не до конца ясно или же сделать парафраз, если создалось впечатление полной ясности. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как выступающий тем или иным способом просигнализирует, что его поняли правильно (кивок головой, "да, именно это я и имел в виду").

Ведущий следит за очередностью выступлений, за тем, чтобы слушающий осуществлял поддержку высказывания, не пропуская тактов, парафраз, используя при этом реакции соответствующего такта. Можно давать разъяснения типа, "Да, Вы меня поняли правильно" легче всего, просто повторив слова собеседника, а убедиться в правильно­сти понимания можно парафразируя его высказывания. Предостеречь участников от попыток продолжать и развивать мысли собеседника, приписывая ему не его слова.

В заключение упражнения ведущий комментирует его ход, обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиций участников "диспута"

"СПОР ПРИ СВИДЕТЕЛЕ"

Обучаемые разбиваются на тройки. Один из членов тройки берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказываний партнеров, не пропускали второго такта ("Уяснение") и при парафразе использовали "другие слова", т.е. он выполняет те же функции, что ведущий в предыдущем упражнении. Два других члена тройки, предварительно решив, какую из альтернативных позиций они занимают, вступают в спор, на выбранную ими тему, придерживаясь трехкратной схемы ведения диалога По ходу упражнения участники меняются ролями, т.е. роль наблюдателя-контролера поочередно выполняют все члены тройки.

На упражнение отводиться 15 минут.

По окончании устраивается общее обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

"КАРУСЕЛЬ"

Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций:

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следую­щему участнику.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

"ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА"

Назначение:
- совершенствование коммуникативной культуры.

Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

На подведении итогов ведущий присутствует, но остается как бы за кругом. Участники группы обсуждают, что, как они определили, каждому помогает в общении, а что мешает. Качества называются только те, которые проявились во время в группе. Не следует называть такие качества, которые не могут быть изменены (природные, физиологические и др.).

Вернуться к статьям

Hosted by uCoz