МЕДИЦИНА В ТУРИЗМЕ

Участникам туристической группы, и, в особенности, ее руководителю, необходимо учитывать множество "фронтов" для обеспечения функционирования группы. Немаловажным является медицинский вопрос. Необходимость "аптеки" и "медика" в любом походе давно уже стало бесспорным фактом, об этом написано в любом справочнике для туристов. Однако, по наблюдениям, этого оказывается мало: Как же сделать так, чтобы максимально снизить травматизм в туризме? Как помочь туристу правильно адаптироваться к нагрузке и тренироваться с максимальной пользой для организма, но без вреда? Здесь нам поможет спортивная медицина.

Планирование маршрута, питания, распорядка дня в походе

Попадая в поход, организм, в особенности детский, сталкивается с изменением действующих внешних факторов: это резкое увеличение нагрузки на организм (и ее изменение по сравнению с городом), смена режима дня, сна и бодрствования, смена климатических условий, м.б. часового пояса. В ответ на подобные стрессовые условия организм стремится адаптироваться к ним. Считается, что в среднем время адаптации ребенка к новым условиям занимает около недели, но особенно для нас важны первые 2 дня (если поход проходит в другом регионе и время проезда на поезде туда составляет сутки и более, сроки адаптации увеличиваются). Руководитель должен знать, что в первый день похода вообще нельзя планировать большие нагрузки; начиная со второго дня необходимо нагрузку дозированно увеличивать, учитывая процессы адаптации и индивидуальные особенности школьников. В целом рекомендуется сложные и тяжелые дни перемешать с несложными, давая этим время организму восстановиться (т.е. необходимо соблюдать принципы тренировки).

Важным моментом является эмоциональная насыщенность похода: “скучный” маршрут может и несложный поход сделать физически тяжелым, в то время как восприятие окружающей красоты, разнообразие и “интересность” могут дать дополнительные силы.

При планировании маршрута руководитель и штурман должны продумать несколько запасных вариантов (в первую очередь это касается походов в горах), упрощая этим себе корректирование маршрута непосредственно “в полевых условиях”. Есть еще несколько принципов, которые надо учитывать:

    1. достаточное время сна – очень важно для адекватного восстановления. Это время должно быть не менее 8 часов в день (плюс к этому необходимы нормальные условия сна – такие, как температура в палатке, зимой - отсутствие ее резких перепадов ночью, отсутствие дыма от печки в палатке; минимум шума).
    2. распорядок дня – очень рекомендуется постоянный режим подъема и отбоя, причем подъем целесообразно устраивать не позже 8 часов утра ( ранним утром происходит выброс в кровь из надпочечников т.н. «гормонов бодрости и хорошего настроения»), хотя необходимо учитывать и внешние факторы ( время года, время начала светового дня ). Наилучшим вариантом было бы сразу четко определить время отбоя и по возможности строго его соблюдать.
    3. питание также желательно привязать к конкретным временным рамкам (режим), прием пищи – не менее 3х раз в день с учетом того, что прием пищи непосредственно перед нагрузкой – не лучший способ повысить спортивные результаты. В зимнее время очень рекомендуется 3 раза в день прием горячей пищи (у детей адаптация к «холодовой нагрузке» меньшая), причем на дневном перекусе для этого вполне можно использовать чай в термосах.

Соблюдение режима сна и питания позволяет значительно сократить время адаптации организма, способствует более быстрому и полному восстановлению.

Не стоит забывать и про контроль количества выпитой жидкости: нередко утренняя отечность лица является не столько признаком недостаточного восстановления, сколько избыточного употребления жидкости вечером.

Еще одним важным принципом является необходимость в походе умственной работы. При большой и длительной нагрузке в организме вступает в силу принцип экономии энергии на всем.

Как следствие, у новичков ( в особенной степени у тех, которые еще пока не научились заботиться о товарищах и не имеют в группе требующей умственных усилий роли ) начинается «схлопывание сознания». Это проявляется в замыкании в себе, уменьшении контактов с другими участниками группы, значительно возрастает опасность травматизма. Одним из способов решения этой проблемы является проведение в походе интересных занятий, семинаров, слушание постановок.

Возрастные особенности организма подростка и влияние занятий туризмом.

Подросток, ребенок – это не просто маленький взрослый, как это представлялось до 20 века, организм ребенка в возрасте 12 – 16 лет находится в очень сложном и ответственном периоде развития, и знать и учитывать возрастные особенности детского организма руководитель туристской группы безусловно должен.

Если для описания организма маленького ребенка главной особенностью можно назвать незрелость, недоразвитие органов и систем, то у подростка на первый план выступает дисгармоничность, недостаточная адекватность взаимодеийствий взаимодействий органов и систем друг с другом и с внешним миром. Наиболее ярко это проявляется в первую очередь в поведении, реакциях : процессы возбуждения все еще преобладают над процессами внутреннего охранительного торможения, что может приводить к быстрой утрате подвижности нервной системы и развитию утомления. Вместе с тем в этом возрасте особенно возрастают эмоциональность, неуравновешенность: отсюда и резкая смена настроений, критическое отношение к окружающему… Имеются отчетливые изменения возбудимости вегетативной нервной системы, это прявляется в колебаниях частоты пульса, уровня артериального давления, потливости, появлении болевых ощущений в области сердца.

Отмечаются несовершенство терморегуляции, повышенная чувствительность к температурным колебаниям.

Подростковый период характеризуется напряжением энергии роста всего организма. До 15 лет девочки растут быстрее мальчиков, обгоняя их по длине и массе тела, окружности грудной клетки.

Особенно активно растут конечности, изменяются все пропорции тела.

Очень важным с точки зрения туризма является формирование правильной осанки. Из-за неправильно построенных весовых нагрузок, неудобной конструкции рюкзака у ребенка довольно быстро может появиться искривление позвоночника.

С 12 лет активно увеличивается мышечное волокно, растет сила мышц, развивается качество выносливости, но только через 1-3 года подросток научится правильно и в полную силу использовать эти свои новые возможности. В это время движения делаются разнообразнее, становятся более точными, но при этом появляется некоторая угловатость, замедление и одновременно взрывность моторных функций.

Энергетические процессы в организме идут более напряженно по сравнению с таковыми у взрослых. Как следствие, кислородтранспортная система (дыхание, кровообращение) работает более напряженно, меньше ее функциональный резерв.

Очень важны изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе. Увеличение объема сердца идет параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. В свою очередь, рост сердца обгоняет рост сосудов. Этот разрыв в большей степени проявляется у акселерированных детей, поэтому у них в большей степени деятельность сердца и всей сердечно-сосудистой системы отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к физическим нагрузкам. Вместе с тем отмечается высокая лабильность показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы ( пульс, АД ). Воздействие температуры, эмоций, мышечная работа приводят к учащению ритма сердечной деятельности. Но в целом с возрастом происходит постепенное урежение частоты сердечных сокращений, приближение к показателям взрослого человека.

У девочек 12-15 лет – время становления менструальной функции: нередко установление месячных сопровождается болезненностью, дискомфортом, часто налагает свое влияние на настроение, эмоциональное состояние девочки, ее физические возможности.

В целом, учитывая возрастные особенности ребенка, правильно помогая ему раскрывать свои возможности, педагог туристской группы оказывает существенное положительное влияние на развитие «будущего строителя коммунизма» (полноценно функционирующей личности).

Медицинский контроль

Каждый участник должен пройти комплексное медицинское обследование, включающее в себя ЭКГ-диагностику, нагрузочные пробы, сбор анамнеза.

Особое внимание следует уделить очагам хронической инфекции (хр. Тонзиллит, кариес и т.д.), так как, по мнению многих спортивных врачей риск сердечно-сосудистых патологий под нагрузкой в этом случае значительно возрастает.

Важным моментом с точки зрения профилактики заболеваний является закаливание. Нельзя забывать, что любой поход является своего рода экстремальными условиями для организма, поэтому надо еще в городе наработать “запас прочности”. (например, у закаленных ребят значительно снижается частота воспалительных заболеваний ЛОР-органов, они лучше переносят изменения климата и быстрее адаптируются к новым условиям.)

Физическая подготовка

    1. Одним из универсальных и простых способов тренировки в городе у нас является бег. Конечно, он не заменяет специализированных тренировок, и одним бегом нельзя ограничиться при подготовке, но как оздоровляющее, так и тренирующее воздействие бега на организм трудно переоценить.
    2. В нашем турклубе процесс физической подготовки проходит как в городе, так и за городом. В городе по причине отсутствия спортзала у нас нет возможности проводить регулярные тренировки всей группой. Вопрос решается следующим образом: все педагоги, участники “старшего” и “среднего” звена осуществляют 3-5 раз в неделю сеансы т.н. оздоровительного бега (ок. 5 км), сопровождающегося зарядкой и упражнениями на гибкость. Важной положительной стороной такого метода является то, что молодых ребят никто не принуждает бегать, их мотивирует сначала пример старших товарищей, а потом – общее улучшение самочувствия, “оживление” организма. К тому же, благодаря совместным пробежкам “старших” и “младших” укрепляются взаимоотношения внутри группы.
    3. В период подготовки к соревнованиям и походам интенсивность тренировок возрастает (тренировочный бег – не менее 10 км ). Кроме того, регулярно проводятся групповые тренировочные забеги на 10 и более км, на которых оцениваются показатели состояния здоровья и тренированности каждого участника (пульсометрия, скорость восстановления пульса после нагрузки, ЧД).
    4. Все это позволяет правильно оценивать и координировать процесс тренировки в городе у каждого участника.

Специализированные тренировки в основном проводятся на выездах в лес. В зимнее время это в основном отрабатывание техники лыжного туризма, в летнее – ориентирование на местности. Очень важным принципом наших тренировок является общая атмосфера радости и теплоты. У попавшего в такую атмосферу на выезде ребенка все начинает “как бы само собой” получаться, эффективность тренировок значительно возрастает. Атмосфера взаимопонимания и командный дух сразу отличает нашу команду на городских соревнованиях, ведь мы знаем, что просто изнурительных тренировок для победы мало.

Подготовка медиков, навыки и знания, необходимые медику в походе.

Ребята, способные самостоятельно оказывать медицинскую помощь, нужны в любом походе. Поэтому, помимо общеклубовских предпоходных занятий по технике безопасности, с частью ребят , которых особенно интересует медицина и профессия медика, мы проводим специальные занятия по основам диагностики и оказания первой помощи, отвечаем на возникшие вопросы. Особенно хорошо показало себя проведение занятий с решением ситуационных задач ( подобные занятия можно проводить и со всей группой ). Ребята при этом внутренне как бы проигрывают экстремальную ситуацию и поэтому психологически готовы к ней.

Положительный эффект дали наши практические занятия с ребятами в водном лагере ( как известно, лучше всего запоминается то, что делал своими руками ).

Не менее важной является самостоятельная работа с литературой. Старшие медики только подсказывают направление, могут помочь с поиском литературы, отвечают на возникшие вопросы.

В условиях похода в результате своей «профессиональной деятельности» медик не только совершенствует медицинские навыки, но и получает опыт заботы о другом человеке, учится переключаться со своих проблем на проблемы другого, становится более душевно чувствительным.

Навыки и знания, необходимые медику

Качества, необходимые медику

    1. теплота и терпение, умение «лечить словом»;
    2. умение своими действиями внушать уверенность (медик не должен выказывать растерянность, неуверенность в своих действиях и решениях; в случае каких-либо серьезных травм или заболеваний совместно могут решаться общие вопросы действий группы, но не стоит обсуждать со всей группой постановку диагноза и варианты лечения);
    3. лидерские навыки, умение взять ситуацию под свой контроль;
    4. внимательность;
    5. аккуратность;
    6. профессионализм, компетентность.

Аптека

Принципы составления

    1. Лучше не брать те средства, опыта в применении которых нет, с неизученными побочными действиями (особенно это касается ампуллированных препаратов, которые действуют сразу и на многие органы-мишени). Последствия такого лечения могут быть гораздо серьезней причины;
    2. Использовать новые веяния в фармакологии, но не забывать и о старых проверенных средствах;
    3. По возможности брать природные средства, они более безопасны (например, травы);

Важная роль адаптогенов

Адаптогенами называют группу средств, которые помогают организму адаптироваться к внешним условиям среды, к нагрузке, уменьшают возникающие под нагрузкой повреждения органов, ускоряют метаболические процессы и способствуют перераспределению энергии в организме. Важной особенностью адаптогенов является то, что они не затрагивают терминальные резервы организма, не вызывают какого-либо привыкания. В ряде исследований даже рекомендуют использовать адаптогены при шоковых, терминальных состояниях.

Очень важным аспектом является то, что адаптогены стимулируют и работу головного мозга, ведь, как известно, большой проблемой при длительных высоких нагрузках является т.н. «схлопывание сознания». Особенно это действие выражено у женьшеня. Вместе с тем, исследователи не рекомендуют принимать женьшень детям в подростковом периоде (исключение можно сделать только при тяжелых состояниях). Это одна из причин, по которым мы остановили свой выбор на элеутерококке.

Состав походной аптеки (в зависимости от продолжительности и особенностей похода м.б. вариации):

Перевязочный материал, пластыри и пр.:
Средства наружного применения:
Мази:
А/б средства:
Витамины, адаптогены:
Инструменты:
Ампулы:

Примечания:

  1. Цифран – этот антибиотик очень хорошо показал себя при лечении различных бактериальных инфекций; такая универсальность делает его очень удобным для походов.
  2. Банеоцин – антибактериальная мазь с дополнительным заживляющим действием. В сочетании с ее невысокой ценой становится незаменимой в походе.
  3. Трамал – обезболивающее средство, по эффективности обезболивания почти не уступает наркотическим анальгетикам.

Список использованной литературы:

  1. «Детская спортивная медицина» под ред. проф. Тихвинского, М.: Медицина – 1991.
  2. В.И.Дубровский «Реабилитация в спорте», М.: ФиС – 1991.
  3. Н.Г.Озолин «Молодому коллеге», М.: ФиС – 1988.
  4. Дардымов «Женьшень и элеутерококк»
  5. А.Косторуб «Медицинский справочник туриста», М.: Профиздат – 1986.
  6. «Справочник врача скорой и неотложной мед.помощи», СПб.:Политехника – 1994.

 

Вернуться к статьям

 

Hosted by uCoz