Маленькое размышление

Сейчас много говорится о проблемах современной молодежи. Подросткам нечем заняться в свободное время; они идут в уличные компании, а в худшем случае обращаются к алкоголю и наркотикам. Вот так разрушается наше будущее – люди, которым жить в двадцать первом веке.

Решение этой проблемы – в системном подходе. Нужно заинтересовать человека в таком виде деятельности, который не только не разрушал бы его организма, но и предполагал возможность личностного роста – так решили несколько лет назад педагоги дополнительного образования Центрального района нашего города, которые создали программу "Воспитание личности в туризме".

В первые годы приходилось сталкиваться с недоверием, а порой – и с открытым противодействием. И, действительно, понятие туризм чаще ассоциируется с нетрезвыми воплями под гитару, чем с воспитанием и обучением. Однако те родители, которые решились отпустить своих детей в Клуб (так ребята сами называют свое объединение), услышали о них не байки о "бурно проведенном времени", а пересказ прослушанных и обсуждавшихся произведений русской и зарубежной культуры. Недоверие исчезало, а недоумение оставалось.

Какая связь туризма с литературой? Да такая же, как и с музыкой, психологией и многим другим, без чего невозможно добиться поставленных создателями программы целей. Дело в том, что большинство деятелей науки и искусства задавались теми же вопросами, что и большинство современных подростков, а именно: "В чем заключается смысл моей жизни?", "Какова роль человека в истории всего человечества?", "Чем стоит заниматься в жизни" и т. д. Однако большинство настоящих исследователей было значительно образованнее и мудрее, а, значит, их мысли и советы могут если не помочь, то хотя бы облегчит собственные поиски ответов. Так может быть правы те, кто считает самой большой бедой человека уверенность в уникальности своих проблем?

Но ведь и в школах есть литература, музыка, а в некоторых – философия, психология. В чем же разница?

Радость – главный принцип работы в Клубе. Радость от физической тренировки, радость от общения с окружающими, радость от исследовательского труда. Согласитесь, это отличается от привычной предметно-урочной "обстановки" на уроках. А еще информация подбирается так, чтобы она соответствовала сегодняшним вопросам и проблемам ребят и могла влиять на их деятельность в настоящем и будущем.

Летом у педагогов работы больше, чем когда-либо. Июнь занят подготовкой ребят к главному мероприятию года – летнему обучающему лагерю, в который ребята поедут в июле. Нужно научить их учиться, помогать им в походной жизни, овладеть необходимыми навыками. За эти два месяца ребята узнают много интересного, а, главное, полезного о здоровом образе жизни, о психологических приемах более эффективного взаимодействия и о том, что известно в науке и культуре о человеке, о его возможностях. И все это не в душном классе, а среди лесов и озер Карельского перешейка.

Когда-нибудь эти ребята вырастут и сами будут принимать участие в организации лагеря, как сейчас это делают их педагоги и инструктора. И это еще одна причина, вследствие которой удается получать хорошие результаты в реализации программы – между педагогами, инструкторами и детьми не существует возрастных, психологических барьеров.

И ребята, и родители признают, что эта программа способна решить многие проблемы, а если она при этом еще дарит миру светлые детские улыбки, то она имеет право на существование.

Вернуться к статьям

 

Hosted by uCoz