Одной из главных особенностей дополнительного образования (кружков и т. п.) является необходимость поддерживать интерес у учащихся, создавать мотивацию к обучению – если школьная программа является обязательной для школьника, и учитель может не затрачивать дополнительных усилий на поддержание интереса у школьников, то программы кружков и объединений, направленные на работу с подростками, и рассчитанные на добровольное посещение занятий учащимися, должны учитывать важность создания и поддержания мотивации.
Основными методами обеспечения устойчивого интереса к занятиям являются:
С технической точки зрения, эти методы реализуются, в частности, при помощи следующих средств:
В последнее время, со снижением цен на компьютерную технику, стало возможным активное применение её в образовательном процессе.
Так, при создании комфортной атмосферы на занятиях и активных форм ведения занятий, используется разработанный педагогами раздаточный материал и формы тестов, позволяющие автоматизировать обработку и хранением полученных результатов (см. приложение). Также, широко используется возможность получать новые задания и игры из глобальной сети Интернет, а также обмениваться опытом с коллегами.
При разработке наглядных пособий и раздаточного материала широко используются такие программные продукты, как Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Adobe Photoshop, Adobe PageMaker, Corel Draw и др.
Для создания яркой, насыщенной атмосферы, используются материалы, полученные из сети Интернет, а также смонтированные на компьютере художественные и научные аудиопостановки и видеофильмы по походным съёмкам. При этом используется программное обеспечение Adobe Premiere, Adobe Photoshop, Adobe AfterEffects, Sonic Foundry Sound Forge, Steinberg Media WaveLab, Syntrillium CoolEdit. Созданные с помощью компьютера видеофильмы пользуются неизменной популярность не только среди учащихся, но и среди педагогов. В декабре 2002 года один из фильмов, созданных автором статьи, занял первое место в городской ежегодной конференции фильмов «Из дальних странствий возвратясь», проводимой Санкт-Петербургским Географическим обществом совместно с ГОУ «Балтийский берег» (Городская станция юных туристов).
Разумеется, если для работы с офисными приложениями достаточно простого компьютера класса Celeron 300, то обработка аудио- и видео требует значительно больших вычислительных ресурсов. Так, аудиомонтаж требует для комфортной работы наличия не менее 128Мb оперативной памяти (а при использовании Windows 2000/XP – 256Мb), а также свободное место на жёстком диске не менее 1Gb. Работа с видео требует достаточно мощного процессора (с тактовой частотой не менее 1Ghz), большого объёма оперативной памяти (не менее 512Мb). Также необходима специальная плата для захвата видеосигнала с внешнего источника (камеры или видеомагнитофона) и большой и быстрый винчестер (не менее 20Gb свободного места). Весьма полезным является наличие TV-выхода на видеокарте (для записи видео на видеомагнитофон). Так как при работе с мультимедиа-данными резко возрастает объём скапливающейся на жёстком диске архивной информации, возникает необходимость в установке CD-RW привода (пишущий CD-привод) и/или “салазок” – устройства для подключения съёмных винчестеров.
Для создания раздаточных материалов, тестов и т. п., разумеется, необходим цветной принтер и сканер, а также модем для обмена информацией по электронной почте и Интернету.
С учётом вышеперечисленных требований к аппаратному обеспечению, в работе используются два компьютера следующей конфигурации:
Оба компьютера хорошо зарекомендовали себя как при работе с офисными, так и с мультимедийными приложениями.
Для захвата и обработки видео используется видеокодек DivX 5.0.2, программа для захвата и обработки видео VirtualDub 1.4.13 (или её клон NanDub) либо BorgTV. Для нелинейного монтажа работы с видео применяется самая распространённая программа видеомонтажа Adobe Premiere 6.5, а также Adobe AfterEffects 4.0.
Обычно для захвата видео используется операционная система Microsoft Windows 98 – она менее требовательна к ресурсам компьютера и более стабильна при работе с платами видеозахвата.
Почему выбрано именно вышеупомянутое программное обеспечение? Программа VirtualDub – некоммерческая программа для предмонтажной обработки видео, поддерживающая широкий спектр инструментов по улучшению качества изображения, таких как шумоподавление, деинтерлейсинг, обрезка по краям, пакетная обработка файлов.
DivX 5.0.2 – также бесплатная версия кодека (специальной вспомогательной программы, необходимой для сжатия (кодирования) и декодирования видеосигнала) с коэффициентом сжатия 20:1-50:1 по алгоритму MPEG4. Несмотря на некоторую нестабильность в работе, она прекрасно подходит для сжатия уже обработанного видео, гарантируя почти незаметные искажения при прекрасном коэффициенте сжатия. Кроме того, эта версия работает быстрее стандартных кодеков, поставляемых с Windows, а также быстрее по сравнению со своей предыдущей версией (DivX 4 – fast-motion и low-motion). При использовании этого кодека, необходимые 20G для хранения необработанного видео превращаются в 600M-2000M обработанного и готового для дальнейшего видеомонтажа видеоматериала. Таким образом, значительно экономится место на диске.
Для результирующего вывода видеосигнала на видеомагнитофон используется Zoom Player – видеоплейер с широкими возможностями по настройке параметров вывода.
При обработке, записи и монтаже звука используются следующие программные продукты: Sonic Foundry Sound Forge, Steinberg Media WaveLab, Syntrillium CoolEdit.
Для создания различных таблиц, диаграмм, брошюр и прочего раздаточного материала используются Microsoft Word, Adobe PageMaker, Corel Draw, Adobe PhotoShop.