Принципы обеспечения безопасности в походах

Важнейший фактор, который обязательно учитывается при подготовке любого похода, а тем более – похода с учащимися школ, - это безопасность. Особенность детско-юношеского туризма состоит в том, что ответственность за жизнь и здоровье участников группы несут не сами участники, а руководитель группы. Таким образом, первостепенная задача при планировании и подготовке любого похода со школьниками, будь то категорийный поход, или же однодневный выезд – это обеспечение безопасности похода.

До начала похода в группе необходимо провести инструктаж по технике безопасности в походе, а также познакомить группу с особенностями маршрута, погодных условий и т. п.; само собой разумеется, что участники должны иметь необходимый опыт походов, проверенное снаряжение, а также пройти медицинский контроль в диспансере.

В процессе технико-тактической подготовки к категорийным походам очень важное значение имеют видеозаписи (или, в крайнем случае, фотографии и слайды) походов прошлых лет – на их примере весьма наглядно рассмотреть успешные и не очень технические моменты предыдущих походов, таже весьма ценными для планирования похода являются отчёты других групп, которые ранее совершали походы по сходным маршрутам.

Для обеспечения безопасности в походе крайне важно, чтобы участники знали алгоритмы действия в различных типовых ситуациях (при дежурстве у костра, на пилке, при потере участника и т. п.), а также в ситуациях неожиданных, экстремальных. С целью обретения навыков действия в нестандартных ситуациях необходимо провести несколько тренингов на развитие креативности, взаимодействия в группе, а также на предвидение результатов действий.

С точки зрения общегрупповой безопасности также важен выбор маршрута: с одной стороны он должен пролегать достаточно далеко от населённых пунктов, чтобы минимизировать контакты с местным населением, которое может быть настроено весьма негативно по отношению к туристам, а, с другой стороны, должна быть возможность в кратчайшие сроки добраться до жилья (например, для транспортировки пострадавшего). Взрослые участники группы должны иметь при себе паспорт, а руководитель – маршрутную книжку.

При распределении ролей в группе необходимо, чтобы наиболее важные из них – штурман, завхоз по питанию, руководитель – занимал не один человек, а два – чтобы в случае несчастья группа не потеряла функциональности. Критически важное снаряжение (палатки, пилы, топоры, тросики, котлы) должно быть также рассредоточено по нескольким людям – чтобы в случае утери рюкзака чась снаряжения всё равно оставалась в группе.

Рекомендуется иметь на группу хотя бы пару мобильных телефонов - даже в том случае, когда маршрут пролегает в местности, где связь невозможна – всегда может понадобиться возможность позвонить из поезда или с промежуточной станции, а уж если связь возможна в походе – тогда тем более стоит взять телефоны (хотя бы для того, чтобы дети смогли в последний день похода позвонить родителям).

Также очень важно наличие в группе человека с медицинским образованием – несмотря на то, что руководитель и участники должны уметь оказывать ПМП, в походе могут возникнуть нетривиальные проблемы со здоровьем, которым может помочь лишь специалист.

Алгоритмы

Алгоритм подготовки к походу

  1. Получить у завхоза по питанию продукты, тщательно упаковать
  2. Получить у завхоза по снаряжению общественное снаряжение, проверить, подготовить
  3. Свериться с примерным списком личного снаряжения и проверить его наличие
  4. Продумать технологию сбора рюкзака (распределить всё содержимое по «блокам» - «вся одежда», «всё питание» и т. п. – не более 5)
  5. Положить спальник и посуду наверх рюкзака, чтобы можно было сразу достать в поезде
  6. Документы, деньги, ключи лучше упаковать отдельно
  7. Тщательно проверить лыжи, просмолить, укрепить кольца на палках, проверить темляки на креплениях и на палках
  8. Проверить все молнии на одежде
  9. Смазать ботинки водоотталкивающей мазью
  10. Хорошо упаковать лыжи для транспортировки. Желательно на концы лыж одеть чехлы.
  11. Постирать всю походную одежду и спальник
  12. Собрать рюкзак согласно списку, в случае любых затруднений с продуктами/снаряжением звонить завхозу.
  13. Весьма желательно самостоятельно провести идеомоторную проработку всех возможных ситуаций (Например, при подборе одежды и обуви в поход, необходимо представить, удобно ли вы в ней будете себя чувствовать в различных ситуациях: при одевании и снятии, при хождении на лыжах под рюкзаком, при работе в лесу в мокрую погоду, есть ли возможность хранения и использования полезной мелочи, как будет реагировать ткань, молнии и пр. на мороз и т.п. Такой метод полезно использовать при укладке рюкзака, подготовке лыж, группового питания и снаряжения.)
  14. Полезно знать, сколько весят отдельные элементы вашего снаряжения: групповое снаряжение, питание, спальник, куртка, различные блоки личных вещей. Это поможет Вам более оптимально складывать рюкзак в походе с учетом меняющегося веса (как в сторону уменьшения, так, возможно, и в сторону увеличения) и просто полезно знать сколько кг у Вас за плечами.

Алгоритм дежурного по кухне (вечер/утро)

  1. Узнать у завхоза, что необходимо готовить
  2. Если место для костра не подготовлено, подготовить его: выкопать яму, разжечь костёр, натянуть тросик, принести все необходимые продукты на кухню
  3. Растопить снег в котлах, тщательно утрамбовывая снег в котлах (в противном случае вода может «подгореть»).
  4. По необходимости промыть крупу
  5. Налить в миску горячую воду и тщательно развести сухое молоко, если это необходимо
  6. (Утром) когда настанет время подъёма, разбудить группу
  7. Когда закипит вода для каши, посолить и посластить воду, засыпать крупу, отодвинуть котёл от сильного огня. Каждые 5 минут помешивать кашу, проверяя готовность.
  8. Когда закипит вода для супа, засыпать сухие овощи/суповой набор, по необходимости посолить. Ближе к концу приготовления засыпать предварительно измельчённые кубики.
  9. Когда закипит вода для чая, засыпать заварку, отодвинуть котёл от огня.
  10. Крикнуть группе, чтобы залезала в шатёр и готовилась к принятию пищи
  11. Принести в шатёр мешок с кружками и мисками, подготовить место для котла (положить колотые дрова), место для дежурного
  12. Один дежурный отправляется в шатёр, чтобы раздавать чай, другой остаётся на улице и по необходимости приносит/уносит кружки, продукты, снег и т. п.
  13. После того, как группа попила чай, котёл с чаем и кружки уносятся, вместо них приносится котёл с супом (вечером), затем с кашей.
  14. Пока первый дежурный раздаёт завтрак/ужин в шатре, второй следит за костом и топит воду для мытья посуды и котлов (а утром – для термосов и умывания).
  15. Когда группа поела, необходимо вымыть котлы, растопить воду, помыть посуду, отдать оставшиеся продукты завхозу
  16. Наполнить чаем/кофе термоса, нарезать сыр для перекуса

Алгоритм подъёма

  1. Услышав сигнал подъёма, необходимо проснуться; сразу же, не вставая и не делая резких движений, замерить пульс и сообщить его медику
  2. Вылезти из спальника, скатать и убрать его
  3. Выйти на зарядку
  4. Подготовится к приёму пищи (важно!!! Обязательно одеть ботинки – во избежание попадания горячей пищи на голые ноги!!!)
  5. Позвать дежурных

Вечерний алгоритм в шатре

  1. Отряхнуть перед шатром бахилы
  2. Залезть в шатёр
  3. Снять бахилы, ещё раз отряхнуть их на улице, положить у стенки шатра (между рюкзаком и стенкой, или в собачник (если там никого))
  4. Снять ботинки, связать как можно короче шнурки, повесить их не на печную оттяжку
  5. Снять верхнюю одежду, подготовить место для сидения
  6. Снять носки и вылезти из шатра – походить по снегу
  7. Когда все залезут в шатёр, позвать дежурных
  8. Кружки-миски передавать очень осторожно.
  9. После ужина собрать всю посуду, отдать дежурным
  10. Подготовиться к вечернему занятию
  11. После вечернего занятия выяснить, сколько времени дежурить ночью у печки, подготовить растопку на случай, если печка погаснет
  12. Определить порядок ночного дежурства

Алгоритм дежурства у печки

  1. Проснуться
  2. Взять у предыдущего дежурного часы, узнать продолжительность дежурства, посмотреть на время
  3. Заглянуть в печку, по необходимости подкинуть 2-3 чурки
  4. Если в шатре слишком жарко, опустить печку либо открыть вход
  5. Если в шатре холодно, поднять печку, закрыть вход. Если тент не натянут, вылезти на улицу, натянуть тент, следя за тем, чтобы он не пригорел к трубе
  6. Внимательно следить за горением печки, но не подкидывать более 2 чурок.
  7. Если печка начинает дымить из-за ветра, вылезти на улицу, поставить лопату напротив трубы, проветрить шатёр
  8. За 1-2 минуты до окончания дежурства подкинуть последнюю порцию дров, начать будить следующего дежурного
  9. Убедиться, что следующий дежурный вылез из спальника, сообщить ему текущее время и продолжительность дежурства, передать ему часы
  10. Залезть в спальник и заснуть, не забывая подсознательно контролировать дежурных, сидящих у печки

Алгоритм ведущего

  1. Утром узнать у штурмана сегодняшний маршрут, взять компас и карту
  2. Представить наиболее сложные участки (по разным параметрам), определить ключевые ориентиры и т.д, составить план движения
  3. Узнать время выхода из лагеря
  4. Уточнить, кто сегодня замыкающий
  5. Выйти на маршрут
  6. В том случае, если это не радиалка, через 15 минут после начала движения сделать привал, чтобы одеться/раздеться
  7. Идти средним темпом, делая каждые 45 минут 10-минутные привалы, при этом слушая сигналы сзади («необходимо остановиться», «медленнее», «быстрее»).
  8. Если привал намечен около спуска/подъёма, необходимо отъехать от склона, чтобы дать возможность группе выйти на ровное место
  9. В случае неблагоприятных условий (сильный ветер, плохая видимость в безлесной зоне) привалы обычно не делают, идут медленнее
  10. Когда подходит время для перекуса или постановки лагеря, необходимо подыскивать подходящее место (если оно не определено заранее).

Общий алгоритм постановки лагеря

  1. Все рюкзаки положить в одно место
  2. Достать всё снаряжение, положить около костра
  3. Отдать дежурным необходимые продукты
  4. Выкопать костровую яму, разжечь костёр
  5. Прочие продукты положить в указанное место
  6. Найти сушину и организовать пилку
  7. Найти место для шатра, натянуть шатёр
  8. Подготовить лапник
  9. Наколоть дрова с пилки, сложить в поленницу
  10. Постелить в шатре пенки, занести рюкзаки, собрать печку, повесить в шатре, разжечь
  11. Пригласить всех в шатёр
  12. Позвать дежурных

Алгоритм пилки

  1. Прежде, чем уйти из лагеря на пилку, необходимо достать из рюкзака снаряжение и отнести к костру, также достать необходимые продукты
  2. На место пилки идти на лыжах (если оно не находится непосредственно в лагере, что противоречит технике безопасности), снять лыжи на пилке
  3. Аккуратно спилить сушину. Если сушина подходящая, сразу отпилить от вершины кол для шатра, иначе – найти кол
  4. Отпилить 5-8 «метровок» (в зависимости от толщины сушины), а также чурок «на печку» (5-8 штук), первые 2-3 метровки сразу отнести в лагерь, чтобы дежурные могли развести костёр
  5. Вернуться в лагерь, помочь завершить постановку лагеря

Алгоритм сбора рюкзака

  1. Собирать все свои вещи в одном месте, где будет происходить сбор рюкзака
    Максимально упаковать вещи: сложить спальник, разложить вещи по «блокам» (см. подготовка к походу п.4).
  2. Проверить все ли снаряжение и питание присутствует.
  3. Складывая рюкзак снизу вверх, стараться набить его плотнее (но чтобы он соответствовал выбранному типу укладки).
  4. Затянуть плотно все стяжки, чтобы рюкзак не болтался и не разбалтывался (рюкзак это не мешок, если вы так не считаете - купите мешок и выиграете 1,5-3 кг веса за спиной)
  5. Одеть рюкзак, ослабить лямки и плечевые стяжки, накинуть рюкзак на спину, затянуть пояс, затем лямки (не очень туго), затем плечевые стяжки - тоже не сильно (чтобы рюкзак не ходил из стороны в сторону).
  6. Если рюкзак выше вас и сильно шатается вправо влево при ходьбе или сильно тянет назад и вниз, то вы неправильно распределили вес внутри рюкзака. Видимо, Вам следует складывать его иначе.

Замечания: Рекомендации по укладке рюкзака:

 

назад

Hosted by uCoz