Понятие и роль “Я- концепции”

Развитие Я-концепции является самым главным процессом в жизни человека, который начавшись в подростковом возрасте не прекращается в течении всей жизни. От реальности сформированной в подростковом возрасте Я-концепции зависят те успехи или не удачи которые произойдут с человеком в жизни.

Уже давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль “банка информации” и формирует взгляд на себя как на успешного человека, который придает нам уверенность в собственных силах и способность при решении очередных задач или проблем.

Открытие такого феномена как образ собственного “Я” ознаменовало собой прорыв в психологии и области исследования творческой личности. О важности собственного образа “Я” говорят много примеров из области пластической хирургии. Многие хирурги замечали, что изменение черт лица ведет к изменению индивижуальности человека. В большинстве случаев пациенты с бросающимися в глаза уродствами или чересчур странными чертами лица после коррективной операции почти сразу испытывали заметное повышение чувства собственного достоинства, уверенности в себе. Видимо, существует нечто на что обычно оказывает влияние операции на лице. Человек менялся, если менялось это нечто. Выходит так, что у личности есть тоже есть свое лицо. Много других фактов из других областей жизни подтверждает, что “Я-концепция”, психичяеская и духовная картинка самого себя, сложившиеся у человека, – ключ к его личным качествам и поведению.

Итак, “Я-концепция” - ключ к нашей личности и поведению. Но это еще далеко не все. “Я- концепция” определяет и рамки наших возможностей - то, что мы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа собственного “Я” мы познаем себя, мы расширяем для себя и сферу возможного. Выходит, что выроботка адекватного, реалистического представления о самом себе словно наделяет нас новыми способностями. Новыми талантами. Психология образа собственного “Я” проливает новый свет на концепцию позитивного мышления (широко распрастранненую на западе) и что еще важнее объясняет почему оно в одних случаях дает результат, а в других нет. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлениями человека о самом себе.

Образ собственного “Я” меняется в лучшую или худшую сторону, не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но прежде всего в процессе накопления практического опыта. Вольно или невольномы мы сформировали собственный образ под впечатлениеми переживаний в ходе прошлой созидательной деятельности. И мы можем изменить его таким же образом. Здоровый , счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви. А из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе, самообладание – резудьтат личного практического опыта, а не знакомства с чистой теорией. И в свете всего сказанного для постороения у ребят положительного образа собственного “Я” необходимо создавать такую атмосферу, которая давала бы такой практический опыт. Сознаем ли мы или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ или портрет самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается, но он есть присутствует во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представления о самом себе как о человеке, сформированные на основе нашего собственного мнения о себе. А это мнение в свою очередь, в большинстве случаев сложились бессознательно, под впечатленинм прошлого опыта, наших успехов или неудач, а также на основании отношений к нам других людей, особенно в детские годы. Какая–нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапывается в общую “Я- концепцию”, сразу же становится для нас реальной правдивой. Мы уже не сомневаеммся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так словно оно соответствует истине.

Все наши действия потупки, чувства, даже способности всегда согласуются с этим образом собственного “Я” мы всегда будем “действовать подобно” той личности с которой себя отождествляем. Но не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе несмотря на сознательные усилия. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости. Что ему “судьбой предписано страдать”, непременно обнаружит доказательства, подтверждающие такую точку зрения. Представления о самом себе –эта предпосылка база, фундамент на котором покоится наша индивидуальность, и оно определяет особенности нашего поведения. Поэтому создается впечатление будто весь наш повседненвный опыт подтверждает, а значит и постоянно усиливает наш образ собственного “Я”. Так врозникает порочный круг.

Как известно одна из целей экзистенциональной и гуманистической психотерапии (психологии) состоит в том, чтоб человек взял ответственность за свою жизнь на себя и относился к жизни как к процессу жизнетворчества, в котором он выступает главным творцом и исполнителем. Человек должен стать твопрцом. А для творчества необходима возможность выхода за пределы своей системы координат, привычных сособов решения задач, своего представления о мире, возможности перехода на другую платформу, другую точку зрения, хотя бы и кратковременную, с которой человек может увидеть невидимые из своего мира решения. Однако такие переходы очень сложны им многое сопротивляется в человеке. У человека должна быть соответствующая моднель мира – главная система координат, определяющая восприятие человеком окружавющего мира. Модель мира как представление и мире и о себе в нем, составляет центральную часть психической жизни человека. Человек сособен правильно воспинимать только то что организованно по законам его внутреннего мира. Если у человека нет целостного образа мира, он не может увидеть себя со стороны: ведь он часть этого мира. Только в зеркале собственной картины мира он имеет возможность увидеть себя целиком. В этом смысле картина мира выступает как система ориентации позволяющая составить представления о своем месте в окружающем мире и на этом основании, предсказывать последствия своих поступколв. “Я- концепция” (представление о себе), связанное с иерахией мотивов целей и установок, образуют ядро персонального мира. Вокруг этого ядра и формируются так важные для человека, представления о внешнем мире – модель мира.

Временные перспективы, вызревающие в модели мира, включают стратегии поведения и свовокупность планов. Фактически общение между людьми не своидтся к обмену информацией, но представляет собой взаимопрникновение их понятий о себе и о мире. Чем более сходны их модели мира, тем глубже такое проникновение и легче достигается согласие поартнеров по общениею. Почему так происходит? Каждый человек из совокупности информации внешней выуживает ту которая, может быть усвоена его картиной мира, не разрушая ее и не внося существенного разлада в его душевный мир . И тогда становится понятным понятным почему Бьюдженталь уделяет так много внимания и фактически является главной задачей его психотерапии =движение к субъектвоности. Чтоб индивид глубже яснее познал себя, так как от этого зависит е насколько адекватно он будет воспринимать окружающий мир насколько реально без искажений полно он сможет использовать информацию поступающую к нему из окружающего мира и в конце концов насколько он станет творцом своей жизни. И хотя “Я-концепция” форимируется подсознательно, такая психотерапия дает возможность его изучения.

Существует глубинная зависимость между положительной Я–концепцией и успешностью самореализации, а также между неготивной Я–концепцией и недостаточной реализацией своих потенциальных возможностей. Жизнь есть творческий акт. Если человек хочет чтоб его жизнь протекала интересно и счастливо нельзя строить ее по стереотипам схемам сценарием построенными в детстве.

Самое главное для человек – эта сама его жизнь и как он ею распорядится. В конечном итоге смысл и ценность усилий человека по жизнетворчеству определяется тем, в какой мере он сумеет прожить жизнь, выбирая в каждый момент свой собственный аутентичный путь А это возможно, если человек сумеет прислушаться к себе, познать себя, для этого необходимо стремиться к своей субъективности и осознать прежде всего самое главное: как именно он участвует в создание своей жизни. Что ведет его к пониманя себя составлению “Я- концепции”. Поэтому на наш взгляд именно экзистенциальная психотерапи ее методы , теория и практика модифицируемые в сфере детского туризма с его спецификой наиболее подходит для решения тех задач котрых уже говоорилось..
В течении жизни “Я-концепция” претерпевает изменения. Поначалу младенцы неспособны провести грань между собой и окружающим миром. Однако постепеноо он начинает развивать свое телесное «Я» или иначе иначе начинают все более созновать свое тело убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только им. В подростковом возрасте появляется заметная озабоченность, как их воспринимают окружающие. Для подростков становится главной задачей сформировать свою идентичность сбрать из мозаики знаний собстевенную идентичность. Эго-идентичность –целостное связанное представление о самом себе. «Я-концепция» играет важнейщую роль в формировании целостностной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, иначе произойдет фрагментации личности человек будет страдать от смешения ролей. Эриксон считает задачу формирования идентичности главным барьром, который подростки должны преодолеть. Формирование идентичности, свои представления о ролях и ценностях подростки получают от референтных групп или значимых других. Поэтому в этом возрасте воспитание семьи как таковое уходит на второй план. И для родителей если они хотят чтоб в дальнейшем их дети смогли успешно пройти этот барьер важно учитывать это, и стараться предоставить или направить подростку в такую среду где ценности и нормы были бы наиболее подходящими. «Я-концепция» почти целиком есть поток взаимодейтсивя со значимыми другими., так как мы вырабатываем «Я-концепцию» в соответствии с тем что одобряют значимые другие. Любая характеристика «Я-концепции» очень тяжело изменяется, так как имеет место самоподкрепления. По Эриксону процесс самоопределения –формирование идентичности долог и сложен. Идентичность образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах человеческой жизни.

Подросток нахоится на пути саморазвития, ну пути развития своей «Я-концепции». Задача взрослого предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития, предоставить (создать) сформировать необходимую среду для полноценного развития личности в которой ребенок чувствовал бы себя в безопасности.

Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность. В этом процессе самое страшное, что может произоити это прекращение развития, когда он может стать игрушкой ожиданий родителей, подростковых групп, социальных норм и т.д.. В конечном итоге он должнен сформировать свою эго-идентичность, но в ходе этого процесса он может остановится на одной из стадий. В таком случае общество может получить аддиктивную личность. Почему же так важно еще сформировать и безопасную среду? Практически каждый подросток в это период жизни подвергает себя в той или иной степени реальному физическому риску. Затем чтоб почуствовать реальность своего «Я». Ситуация физического риска лучше, чем чтобы то нибыло помогают подростку получить материал для развивающегося «Я», и также обеспечивает кипение котла сомосознания и самоощущения. Туристические путешествия как раз позволяют подростку проверить свое «Я» получить тот необходимый опыт на грани, причем, что очень важно, есть возможность обеспечить безопасность на 100%, но сам подросток это не будет чувствовать, что не уменьшит значение этого опыта.

Физический риск -это не единственный риск, который подростку нужно преодолеть. Социальный риск связан с тем что, следование групповым ценностям или их отвержение в каждом конкретном случае является критерием оценки подростка со стороны, как взрослых ,так и сверстников. В итоге это внешняя оценка превращается в самоценку, так как общение со сверстниками является ведущея деятельностью подростка. Важно, что подросток не может индеферентно относится к деятельности и ценностям группы к которой он принадлежит или на которую ориентруется (референтная группа). Здесь возникает риск несоотнветсвия номам и ценностям данной группы. Риск и опасность в данном случае, выполняют для подростка функцию активизации его самосознания, помогают превратить смутные чувства, поток опыта в более или менне структурированную «Я-концепцию». Можно сказать так, что переживание несоответствия трубует осознание в чем именно оно сотоит, что рождает такой элемент «Я-концепция» как моя черта характера. Эта же ситуция несет опасность фиксации на этой стадии развитии и опасность включения неадкватных компенсаторных психологических защит, так как требует чтобы подросток поднялся на более высокий уровень рефлекии, либо получил об этом сведения со стороны.

Также есть еще риск выбора. Подросток впитывает ценности разных референтных групп и как-то компонует их внутри себя. Образуется -идеальное «Я». Через несоответствие своего реального "Я" идеальному "Я" подростку удается лучше осознатья себя.

Таким образом получаетя, что мы живем по воспринимаемой карте никогда не способной стать реальностью. Карту эту формирует наше «Я-концепция». «Я» реагирует не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности. Следовательно для того, чтобы воспритяия рельности у человека быланаиболее точно отражао саму реальность, необходимо чтоб была сформированна адекватная «Я-концепция». Наиболее бурное развитие «Я-концепции» идет в подростковом возрасте, поэтому именно в этом возрасте важно создать такую атмосферу, среду, в которой он чувствовал бы себя в полной безопасности, так как только при этом условии он сможет раскрепостится и спокойно исследоватья себя, безусловной любви, принятия, конгруэтности (вообщем, то на чем строится концепция помогающих отношений выдвинутуя К.Роджерсом). Еще одна очень важная характеристика такой среды должна быть ее сенсорно-обогащенность. Ведь свой опыт необходимый для построяния «Я-концепции» ребенок может получить не только из личного опыта, но и обратясь к произведением писателей.

В походах «Я-концепция» проходит уточнение, так как в походе снимаются психологические фильтры, он не уже не может играть какую-то роль, то у подростка появляется отличная возможность более точно выяснить кто Я и скорректировать отдеотные качества. В походе у ребят появляется возможность:

  1. Отфиксировать свое поведение
  2. Влияние этого поведения на сувства другого
  3. Отфиксировать влияние на мысли других о нем
  4. Отфиксировать влияние на свое мнение о себе себя

Вернуться к статьям

 

Hosted by uCoz