Если ребенок вовлечен в осмысленную, интересную для него деятельность, то обязательно будет происходить процесс его развития как личности. Чтобы убедиться, что данный процесс действительно присутствует, необходимо некоторым образом отслеживать результаты. Педагогические наблюдения необходимы при этом, но их точность будет зависеть и от опыта педагога, и от его таланта наблюдателя, поэтому наряду с наблюдениями требуются более точные методы. К ним в первую очередь мы относим различные тесты.
Специфика туризма такова, что с помощью природы, физических нагрузок и дружеского общения создаются предпосылки для физического и психического оздоровления. Диагностика проводится по трем уровням: психофизиологическому, психологическому и социально-психологическому. В данной работе мы хотели бы рассмотреть отслеживание результатов на психологическом уровне, а точнее – область ценностных ориентаций.
В школьные каникулы в нашем объединении традиционно проводятся многодневные туристские путешествия. Серьезная подготовка, специально организованная система занятий, сильная физическая нагрузка – все это создает благоприятные условия для внутренних изменений. Известно, что система ценностей человека весьма консервативна. Чтобы переменить ее, необходимы очень серьезные основания. Одной из основных целей нашей работы является помощь в ориентации в основных жизненных ценностях, поэтому мы решили посмотреть, изменятся ли ценности у наших ребят за время подготовки и проведения похода второй категории сложности. В походе участвовали как новички, так и те, кто занимается в объединении не первый год.
Данное исследование мы решили провести с помощью трех методов: наблюдения, тестирования, интервью. Мы проводили тестирование в начале подготовки к походу и после совершения путешествия. Были предложены ребятам два теста на выявление ценностной ориентации. Участвовали 12 детей в возрасте от 13 до 16 лет.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему ее миру, к другим людям, к себе самой. Мы решили взять наиболее распространенную методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанную на прямом ранжировании списка ценностей. Ребятам предъявлялись два списка ценностей (приложение а). В этих списках каждой ценности присваивается ранговый номер. Ребята работали по отдельности и столько времени, сколько считали необходимым.
Второй тест, «Мой добрый знакомый» (приложение б), дает представление о преобладании альтруистической или эгоистической ориентации .
Уже во время похода наши наблюдения показали, что ребята стали более чуткими к чужому настроению, более отзывчивыми. Несмотря на значительную усталость, участники всячески поддерживали друг друга.
Кроме этого, мы предлагали участникам вопросы о целях на поход, пожеланиях на день, о впечатлениях. Ответы записывались на диктофон. Если перед путешествием и в его начале большинство высказываний касалось в первую очередь личных интересов (- Хочу сегодня не уставать; -Хочу, чтобы у меня все получалось и т.д.), то примерно к середине похода почти во всех ответах было беспокойство в целом за группу и за отдельных ее участников (-Хочу, чтобы в нашей группе было сегодня здорово; -Хотелось бы как то помочь Никитке, чтобы он не боялся и т.д.).
Таким образом, уже на основе наблюдений можно сделать определенные выводы об изменении направленности с себя на других людей и на группу в целом.
Когда проанализировали и результаты тестирования, получили следующие данные.
Тест «Добрый знакомый». За время подготовки и проведения похода количество ребят с альтруистической ориентацией выросло на 41,7 %. В начале подготовки к путешествию альтруистических ответов было 4 из 12 (33,3 %); после – 9 из 12 (75 %). Данные результаты подкрепили наши наблюдения.
Достаточно интересными оказались и результаты теста «Ценностные ориентации». Для большинства ребят такая работа оказалась новой и сложной, так как крайне редко школьникам приходится задумываться над жизненными ценностями. Поэтому показательным было уже само отношение к работе. В первый раз многие (особенно новички) делали это с трудом, не особенно задумываясь над некоторыми вопросами. После похода при выполнении той же работы чувствовалась гораздо большая личная заинтересованность, ребята задавали уточняющие вопросы. 3 человека даже попросили домой незаполненные листы со стимульным материалом, чтобы еще раз подумать над этим дома.
Естественно, было бы наивным полагать, что за 20 дней полностью перестроится шкала ценностей. Но некоторые изменения произошли и в ней. Практически у всех ребят получили более высокую оценку такие ценности, как познание, счастье других, творчество, красота природы и искусства. Сместились вниз по шкале развлечения, материально обеспеченная жизнь. В списке Б большее значение приобрели терпимость и чуткость.
Кроме того, с помощью данной методики можно увидеть, какие ценности преобладают в данной группе в целом.
Подведем итоги: результаты наблюдений, тестов и интервью указывают на определенные изменения ценностной ориентации школьников – участников похода. Особенно заметно смещение акцентов с себя на других людей и коллектив в целом.
Приведенные данные позволяют говорить о высокой эффективности нашей модели многодневных путешествий для подростков и старших школьников. Но, естественно, чтобы полученные результаты стали более устойчивыми, необходима дальнейшая работа с этими детьми.
Благодарим за внимание.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен лист со списком ценностей. Ваша задача — расположить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите список и выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поставьте напротив нее число 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и присвойте ей второй номер. Затем проделайте то же со всем списком. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию"
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Список А
— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным
опытом)
— здоровье (физическое и психическое)
— интересная работа
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
— наличие хороших и верных друзей
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры,
интеллектуальное развитие)
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил
и способностей)
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
— счастливая семейная жизнь
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом)
— творчество (возможность творческой деятельности)
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
Список Б
— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в
делах
— воспитанность (хорошие манеры)
— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
— жизнерадостность (чувство юмора)
— исполнительность (дисциплинированность)
— независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
— непримиримость к недостаткам в себе и других
— образованность (широта знаний, высокая общая культура)
— ответственность (чувство долга, умение держать слово)
— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные
решения)
— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и
заблуждения
— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,
привычки)
— честность (правдивость, искренность)
— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
— чуткость(заботливость)
Инструкция: Вспомните кого-то из ваших знакомых и опишите случай, когда он совершил какой-либо добрый поступок.
Обработка результатов
Если в ответе ребенок напишет о таком поступке, который его знакомый совершил по отношению к нему самому, то такой ответ считается эгоистическим.
Если же описываемый хороший поступок совершен в отношении кого-то другого, то такой ответ считается альтруистическим.