Педагогические кадры – основной потенциал дополнительного образования

Подготовка педагогов – туристов

(на примере работы туристского отдела ДДЮТ-1 Центрального р-на г. Санкт-Петербург).

Учитель
должен быть более способен
к обучению, чем его ученики.
(Карл Роджерс, "Свобода учиться")

Для того чтобы заниматься подготовкой педагогических кадров, следует прежде всего понять, какие требования в настоящий момент предъявляет дополнительное образование к педагогу. Что ему необходимо знать, чтобы быть успешным в педагогической деятельности? Достаточно ли знания, пусть и блестящего, исключительно в рамках преподаваемого предмета? Должен ли педагог совершенствоваться в других областях науки, напрямую не связанных с предлагаемыми детям навыками? Конечно, да. Для того чтобы понять это, достаточно хоть раз попробовать набрать группу школьников и удержать её в течение года. ДДЮТ – это не школа, мотивом посещения того или иного занятия не может быть принуждение. Дети готовы посвятить своё свободное время только тому, что их действительно заинтересует и личность педагога является доминирующем фактором выбора. Недостаточно просто учить подростка искусству выживания в лесу или сбору рюкзака. В процессе обучения должны решаться личностные проблемы взрослеющего школьника. Предлагаемые знания должны быть значимыми, должны способствовать решению проблем. Педагог обязан быть психологом и, если потребуется, психотерапевтом. Дополнительное образование потому так и называется, что призвано заполнять пробелы в школьном и родительском воспитании. Наивно полагать, что в обычной государственной школе у учителей хватает сил времени и желания заниматься с каждым учеником отдельно. В среднем, в классе 25 человек, а у учителя 6 рабочих дней по 6 уроков в каждый. Получается где-то по восемь минут в неделю на одного ребёнка. Много ли можно понять и сделать за это время? Педагог дополнительного образования имеет гораздо больше возможностей для глубокого, заинтересованного общения с каждым из своих воспитанников. Не следует игнорировать тот факт, что подросткам требуется не отвлечённое знание о том, как добыть хлеб, а искреннее человеческое участие. Следует помнить о том, что даже растения лучше цветут, если «греть» их вниманием, разговаривать с ними. Что ж говорить о детях? Во время войны в одном из детских домов было подмечено, что в группе воспитателя X младенцы здоровее и быстрее набирают в весе. Вначале решили, что воспитатель этой группы подкармливает малышей, но позже выяснилось, что всё гораздо проще. Ежедневно заботливый педагог брал каждого из детей на руки и общался с ним. Искренняя заинтересованность в ребёнке - простое объяснение его успешности в жизни.

Детский туризм – это тот вид деятельности, который даёт возможность наиболее полно осуществить межличностный контакт между подростком и педагогом. В походе в определённый момент роли могут меняться: старший начинает учиться у младшего. Процесс обучения непрерывен и разнообразен на столько, на сколько разнообразны человеческие интересы. Каждый из участников туристской группы учит и учится одновременно. В настоящее время в туристском отделе ДДЮТ-1 двадцать официально работающих молодых педагогов, прошедших путь от «юного туриста» до руководителя группы. Каждый из этих педагогов имеет свою команду старших школьников, помогающих в работе с более младшими товарищами. Каждый подросток пробует себя в роли «играющего тренера», учиться решать не только свои, но и чужие проблемы. В момент подготовки к походу опытный, бывавший в длительном путешествии подросток становится педагогом для новичка. Иногда школьнику удаётся быстрее, чем взрослому понять причину беспокойства, страха своего сверстника и помочь её устранить. Таким образом, трудно чётко определить ту грань, за которой неуверенный ребёнок-школьник становится инструктором по детскому туризму (речь, конечно же, идёт не об официальном, документально подтверждённом звании инструктора, а о непосредственной педагогической практике). Выделим лишь несколько основных этапов, преодолеваемых обычно на пути от туриста-новичка к туристу-педагогу.

Этап первый: знакомство с туризмом.

Удовлетворяется потребность в новизне. Туризм представляется неизвестностью, полной захватывающих приключений. Основное внимание уделяется технической стороне процесса: складыванию костра, завязыванию узлов, постановке палатки и т.п.

Этап второй: знакомство с группой.

Удовлетворяется потребность в принадлежности и любви, в признании. На первый план выходит межличностное общение. Формируется понимание ценности человеческого участия, внимания. Происходит обучение основным правилам конструктивного взаимодействия. Подросток начинает координировать свои поступки с желаниями других участников группы, учится находить компромиссы. Желание завоевать уважение окружающих и признание своей компетентности становится доминирующем мотивом.

Этап третий: потребность в самоактуализации.

Происходит формирование и осознание собственной системы ценностей. У подростка проявляется философское отношение к жизни, приятие социальной жизни и физической реальности. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Основными становятся потребность в познании и понимании.

Этап четвёртый: значимость другого.

На первый план выходят мысли и проблемы близкого человека. Происходит смещение акцентов от работы «над собой» в сторону работы «для другого». Основной формой общения становятся эмпатия и принятие.

Этап пятый.

Формирование безусловной любви. Умение отдавать, ничего не ожидая в ответ.

Порядок и длительность прохождения данных этапов зависят как от мастерства ведущего педагога, так и от личностных качеств учащихся. Возможно повторное прохождение этих этапов на более высоком, лучше осознаваемом витке развития личности. Сам педагог, совершенствуя мастерство, преодолевает этот путь по-новому с каждым из своих воспитанников.

В результате групповой работы подросток уже с первого года обучения усваивает начальные навыки педагогической деятельности. Как показывает практика, молодой педагог туристского отдела обладает большим профессионализмом, чем среднестатистический выпускник Герцена. Объяснение этому найти очень просто, если вспомнить какой колоссальный опыт общения, обучения, проб и ошибок, поиска и вдохновения был пройден в туристских походах за сравнительно небольшой промежуток времени юным инструктором. Как говорится, лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать на лекции. Лишь бы было ради чего и кого работать.

Вернуться к статьям

 

Hosted by uCoz