Размышления о вечернем занятии

Никто не будет спорить, что вечернее занятие (далее-ВЗ) является ключевым моментом выезда. В данной статье мы сделаем попытку рассмотреть поподробнее форму и содержание наших занятий.

Прежде обратимся к содержанию. В идеале, ВЗ должно состоять из следующих блоков

(В терминах Ю. Кудрявцева):

Событийное

Техника безопасности, алгоритмы поведения, знакомство, постановка проблемы, эмоциональный настрой, работоспособность, обращение к житейскому опыту.

Временнoе

Групповой настрой, мотивация, поисковая активность, общение на более высоком уровне (гуманистическое).

Вечное

Мировоззрение, творчество, выход на проблемы мироздания, смысл жизни, построение картины мира.

Как показывает практика, во временном промежутке с сентября по март, а также с апреля по август в занятиях происходит уменьшение доли информации событийного блока и постепенное преобладание временного и вечного. Это связано с тем, что ВЗ необходимо «подстраивать» под новичков. На первом этапе вхождения в Клуб даются базовые знания, относящиеся к событийному уровню. Это и элементарные групповые нормы, и разрушение житейских стереотипов, и создание необходимой теоретической базы. По мере выполнения этих задач, ВЗ начинают выходить на более высокий уровень.

Создается потребность в осмыслении жизненного пространства. Благодаря этому возникает необходимость в мотивации, которая дается во временном блоке.

Далее, если эта информация используется не только для собственных целей, появляются «значимые другие». Инструментом для развития на этом этапе становится не столько теория, сколько общение с людьми. Возникает потребность в круге единомышленников, а также в обмене информации на более высоком уровне. Сюда относится и развитие поисковой активности (работа с книгами, а также видео- и аудиоматериалами, выход на «большое творчество»).

Как только накапливается «критическая масса» информации и чувственного опыта, становится возможным дальнейшее развитие - выход на общечеловеческие проблемы. Ставятся вопросы о смысле жизни, предназначении и поиске Пути.

Разрозненные фрагменты опыта (в том числе и пиковые переживания) и информации состыковываются в картину мира. Только на этом уровне человек не зависит от обстоятельств.

В процессе духовного роста изменяется актуальность информации, предъявляемой на вечернем занятии. Именно поэтому уровню «вечного» уделяется все большее внимание.

Рассматривая форму ВЗ, возьмем за пример ВЗ последнего выезда (28-29.10.2000).

Разминка

Ее целью являлась подготовка к умственной и групповой работе, а также создание положительного эмоционального настроя.

«Жемчужина мировой философии» (Е.Петросян)

Этот отрывок послужил примером житейской парадигмы. Применялась для перехода от разминки к смысловой составляющей ВЗ.

«Контрольная для взрослых»

Постановка, позволившая под юмористической формой увидеть философское содержание.

«Скромный гений»

Выход на вопросы Вечности.

Резюме

Выявление общих закономерностей.

Музыка

Музыка для эмоционального завершения ВЗ.

Такая форма ВЗ обычна для выездов. Отличительными особенностями являются:

Также нами выделены такие формы занятий, как:

Тренинговые

Основной особенностью таких занятий является направленность на развитие определённых психических качеств. В силу именно этой специфики данные занятия не выходят на уровень вечного. Они идеально подходят для постановки и решения групповых и личностных проблем.

Музыкальные

В таких занятиях выход на вечное происходит не через интеллектуальный, а через эмоциональный уровень. Как правило, доля событийного здесь очень мала.

Лекционные

Частный случай обычного ВЗ, когда предполагается, что уровень подготовки участников достаточно высок, чтобы пропустить этап “раскачки”

Экстраполяционные

В таких занятиях производится создание моделей ситуаций, которые возможны в будущем, и рассмотрение различных вариантов поведения в них. На основе этого разрабатываются алгоритмы, роли и сценарии действия. (Обычно такие занятия проводятся перед соревнованиями и крупными походами). Такие занятия не исчерпываются событийным уровнем.

Творческие

Самым ярким примером такого занятия служит КВН.

Интерполяционные

Эти занятия проводятся, когда возникает необходимость подвести итоги . Основой является анализ произошедшего по ключевым событиям и процессам, действиям участников, а также обратная связь.

В дальнейших выпусках предполагается продолжить анализ ВЗ.

Возможно, вышеприведенная информация поможет при подготовке и проведении занятий в походе.

Вернуться к статьям

 

Hosted by uCoz