МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА

Опыт по систематизации и использованию накопленного научного материала в области психологического консультирования детей и подростков

(в работе педагогов отдела туризма ДДЮТ-1)

Данное исследование посвящено систематизации различной информации по вопросу психологического консультирования и межличностного взаимодействия, а также рассмотрен достаточно узкий круг авторов, хорошо известных каждому педагогу и многие без труда узнают приведенные схемы. Отправной точкой для нас являнтся позиция Дж.Бьюдженталя, его взгляд на позицию психотерапевта (в нашем случае – педагога).

У Дж. Бьюдженталя мы взяли не только названия глав и отдельные цитаты, нам кажется единственно возможным его гуманистический подход, доступно и ярко описанный в «Искусстве психотерапевта», а также теоретическая концепция из «Науки быть живым».

Попытки улучшить ближнего
быстро дегенерируют
в манипуляцию и управление,
тогда как сердце человека
просит сотрудничества и теплоты.

Росс Лю Муни,
университет Огайо.

О главном в человеке

Жизнь любого человека насыщена множеством различных событий и влияний природного, социокультурного или иного происхождения. Но все это лишь исходные обстоятельства и материал, «сырье», из которого каждый человек строит свою жизнь, свое бытие, и результат этого строительства зависит от его собственных усилий в первую очередь.

«Самое главное для человека – это сама жизнь, и то, как он ей распорядится», - начинает свою работу «Искусство психотерапевта» Дж. Бьюдженталь.

В конечном итоге смысл и ценность усилий человека по «жизнетворчеству» определяется тем, в какой мере он сумеет прожить жизнь именно по-человечески, выбирая в каждый момент свой собственный путь. А это, в свою очередь, возможно, если человек сумеет прислушаться к себе и осознать, прежде всего, самое главное: как именно и в какой мере он участвует в созидании своей жизни, как он «бытийствует» – переживает тот или иной момент своего существования, отвечает на фундаментальные запросы бытия и на основе этих ответов делает жизненные выборы, осуществляет решения, принимает за них ответственность и т. д.

Отсюда вытекает и понимание сложных ситуаций, конфликтов, кризисов в жизни человека. За большинством психологических трудностей, утверждает Дж. Бьюдженталь, свободы выбора и ответственности, автономии и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы «Кто Я есть? Что есть мир? Каково мое место в этом мире?». Такие глубинные проблемы не могут быть решены быстро и просто – их решение требует существенных жизненных изменений. Это становится возможным благодаря поиску, пересмотру им своих взаимоотношений с Миром и ответов на главные вопросы.

Лирическое отступление

Прежде всего, человек – это существо, качественно отличное от животного. А раз так, то наши обыденные «определения», вроде того, что человек ходит на двух ногах, а животное на четырех; человек носит одежду, а животное – нет, и т.д. являются несостоятельными, ведь и страус ходит на двух ногах, и обезьяну можно нарядить в штаны (но она от этого не станет человеком).

Но чем же тогда Человек качественно, сущностно отличается от животного или сходного с ним психикой маленького ребенка – потенциального Человека? Таких качественных отличий два: это свобода и неразрывно связанное с ней сознание (и мышление).

Человек, как и животное, подчиняется закону стимула – реакции, но весьма своеобразным образом: он обладает способностью сам себе создавать стимулы, т. е. поступать как свободное существо.

Однако свобода без сознания была бы для нас бесполезна, более того, вредна: ведь если я не вижу, из чего выбираю, то на что мне свобода? Сознание есть видение, способность воспринимать реальный мир таким, какой он есть на самом деле (объективно).

Таким образом, главное, что мы можем сказать о человеке, - это признать три фундаментальных факта: человек живет, его жизнь зависит от его собственных усилий и он способен осознавать и менять свою жизнь.

Что же является определяющим в содержании психологической помощи?

Главное – в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержке человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного и социального бытия.

Одним из основных принципов работы нашей со школьниками является так называемое «индивидуальное сопровождение»:

  1. знакомство с индивидуальными особенностями и проблемами подростка, психологическая диагностика;
  2. работа с родителями – ознакомление их с программой индивидуального развития их ребенка;
  3. создание доверительных отношений, тандема, когда педагог является для ребенка источником тепла и знания;
  4. создание определенного психологического климата, т.е. вовлечение подростка в психотерапевтическую группу с определенными нормами, основанными на удовлетворении потребности подростка в безопасности, в доверительном общении – понимании и принятии его как личности.

Таким образом, между педагогом и школьником складываются помогающие отношения, сущность которых в изменении обеих сторон в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов.

По Дж.Бьюдженталю, «сущность и душа терапии – личностный рост, основанный на искренних и целостных отношениях. Живые отношения между консультантом и ребенком – это принципиальное условие работы, возможно, они – это единственная значимая реальность, как в терапевтическом процессе, так и во взаимосвязанном развитии человеческих существ.»

В работе такого уровня процесс оказывается важнее, чем содержание. Концентрируясь на процессе, педагог и ребенок (или участники группы) учатся более открыто выражать собственные чувства, и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь».

Термин «процесс» мы употребляем, когда речь идет и о взаимоотношениях «педагог – ребенок», и о взаимоотношениях между участниками группы. В ориентации на процесс, а не на содержание, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что происходит между участниками группы и какое значение это имеет в контексте общего развития. Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе – мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. Психологическая поддержка нацелена на помощь в решении серьезных психологических проблем и ставит целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. Подобного рода помощь обычно оказывается в клиниках либо на специальных психо-терапевтических приемах, а не в школах. Мы же утверждаем, что работа, направленная на помощь личностному росту должна идти на всем протяжении формирования личности, тем более в подростковый период, когда, по сути, ребенок остается один со своими переживаниями; и вестись она должна единовременно с процессом приобретения знаний ребенком. Успешная работа в области становления личности в значительной мере влияет на процесс обучения.

Мы должны перестать играть роли профессиональных педагогов, учителей и воспитателей, и позволить всем своим потенциалам, всему своему человеческому опыту стать естественной частью наших отношений с ребенком, постараться отнестись к нему как уникальной, целостной личности.

Один взрослый человек, искренний, любящий людей, тот, чье профессиональное и личностное «Я» едины, встречает на своем пути другого человека, любящего или хотя бы способного к любви, ребенка; и все, что должен делать взрослый, - это вступить в глубокие личностные отношения.

Базовое искусство ведения беседы

Ощущение человеком связи между ним и кем-то другим – непременное условие индивидуального развития. Развитие происходит в том случае, если отношения человека с окружающими таковы, что его признают и уважают, принимают и любят.

Ситуация общения ребенка и педагога включает такие составляющие:

Субъективное – это внутренняя, особая реальность, в которой мы живем максимально подлинно. Содержание этой реальности составляют образы восприятия, мысли, чувства и эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии и сны, а также все, что бесконечно, днем и ночью, происходит в нас, определяя таким образом наши действия во внешнем мире. Для психотерапии существенно, что субъективное – это тот берег, от которого нужно строить мост отношений к другим или к миру. Отношение наставника к ребенку должно быть таким, чтобы его воспринимали как личность, обладающую ресурсами для саморазвития, а не как беспомощную жертву невроза, которую можно излечить посредством отношений зависимости.

Ребенок начинает относиться к терапевту-педагогу как к символу новой реальности, появившейся в окружающем его мире. Посредством этих отношений он восстанавливает силу своей индивидуальной природы и подтверждает свое реальное «я». Единственное, что терапевт может сделать для ребенка – это последовательно и терпеливо оказывать ему помощь в поиске самого себя.

Расширение субъективных возможностей психотерапевта.

Есть принципиальное различие между простым выслушиванием переживаний человека и непосредственной межличностной коммуникацией. Это означает, что нужно быть открытым для интуитивного ощущения того, что происходит внутри ребенка, что лежит за его словами, и часто за пределами его сознания.

Психотерапевт должен на деле показать, что он ценит непосредственные переживания ребенка, его внутренние интенции, его доступность для контакта в данный момент. Это нормальная сенситивность, присущая всем нам в отношениях с другими людьми, но в данном случае это нормальная сенситивность, доходящая до более чем нормальной проницательности.

Итак, четыре стадии становления субъективности педагога:

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Четвертая стадия

Единственно возможным из этих четырех уровней для нас представляется четвертый (как максимально соответствующий уровню поставленных нами задач).

То, о чем мы говорим, у Дж.Бьюдженталя называется психотерапевтической интуицией. Педагог должен развивать свою способность к интуиции, постоянно стараться стать более сензитивным и умело использовать свои способности, чтобы почувствовать, «где находится» сейчас ребенок и что возможно и необходимо делать в каждый конкретный момент работы.

Говоря об интуиции, мы подразумеваем способность человека понимать других людей, т.е. во-первых, способность наблюдать (видеть и слышать) и одновременно запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека и группы. Во-вторых, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим проходит сквозь призму нашего сознания и мы получаем в результате то, что хотим получить. И, наконец, в-третьих, прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Во многом удачность работы зависит от личностных качеств и профессиональных умений педагога, поэтому мы уделяем большое внимание личностному росту педагогического состава.

Лирическое отступление

Я могу научить только тому, что умею сам.

Я могу помочь приобрести только то, что имею.

(В воспитании и обучении детей чрезвычайно важна роль взрослого наставника – умного, знающего, щедрого на ласку и шутку, справедливого, любящего и понимающего детей).

Моделирование отношений

Знакомясь со школьниками, мы замечаем, что они очень различаются степенью восприимчивости и готовности к тому, чтобы их действительно узнали. В моменты, когда они находятся в дистрессовом состоянии, полная погруженность в работу наиболее вероятна, но во многих других случаях они отстраняются, скорее докладывая о себе, чем искренне раскрывая собственное бытие в данный момент.Речь идет о различных уровнях общения.Уровень общения опреляет, насколько полно присутствуют и как глубоко погружены в беседу ее участники.

Принципиально важно для нас понятие присутствия, которое вводит Дж.Бьюдженталь.

Знакомство с ним побуждает психотерапевта делать необходимые шаги, чтобы помочь клиенту (в нашем случае школьнику) достичь более глубокой погруженности, что является необходимым условием психологической помощи.

Эффективный психотерапевт повышает свою чувствительность, чтобы отмечать, насколько истинно присутствует ребенок в ситуации. Он готов приложить значительные усилия, чтобы помочь ребенку быть более вовлеченным в работу. Фокусирование на присутствии – один из краеугольных камней психотерапевтического искусства.

Присутствие – это обозначение качества бытия в ситуации или отношениях, в которых человек глубоко внутри себя стремится участвовать настолько полно, насколько способен. Присутствие выражается в мобилизации сенситивности личности – как внутренней (к субъективному), так и внешней (к ситуации и другому человеку или другим людям в ней) – и в активизации способности реагировать.

Мы должны осознавать две грани присутствия – доступность и экспрессивность, которые перекрываются. Если одна проявляется более явно, тогда внимание нужно направлять на менее заметную в данный момент.

Доступность обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него. Доступность требует ослабления нашей обычной психологической защиты от влияния других людей.

Открыть себя чужому влиянию - значит внести существенный вклад в развитие отношений.

Экспрессивность означает степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки (открытость,конгруэнтность) и требует готовности приложить некоторые усилия.

Далее мы рассмотрим основные уровни межличностного взаимодействия, чтобы проследить различия в категориях присутствия педагога и рабенка в нескольких беседах, а также то, насколько каждый из них открыт в выражении подлинных чувств. (приведены реальные беседы, воссозданные авторами).

Первый уровень: формальное общение.

Это такое поведение, которое мы используем, общаясь с людьми, которые обращают внимание только на нашу внешнюю сторону. Формальное общение осуществляется между объективными характеристиками людей.

Все преимущества положения противопоставляются, пусть и безотчетно, положению ребенка. Неудивительно, что многие дети подальше прячут свои проблемы, пытаясь соответствовать тому, кто их встречает.

Ключевым признаком формального взаимодействия является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы ограничить включенность в общение и сохранить лицо. Подросток старается все держать под контролем. Этот контроль осуществляется сосредоточением внимания на своем имидже и уходом от переживаний.

Двое всречаются (к примеру, на улице):

- Привет, как дела?
- Нормально
- Как в школе?
- Да ну, запара.Завтра контрольная.
А я ни фига не знаю…А у тебя?

И т.д.

В результате речь поверхностна, банальна и безлична. Спонтанность отсутствует.

Педагог должен искать нужный баланс: с одной стороны, необходимо умело следовать за маневрами школьника, чтобы не напугать его еще больше. С другой стороны, необходимо увести его с этой относительно бесплодной дороги.

Из беседы педагога с участником команды на туристских соревнованиях.(В форме интервью для аудиозаписи).

П.: Вы уже преодолели много трудностей. Было ли сложно?
Уч. ( стараясь сделать голос более ровным): Да нет, все нормально.
П.: А что-нибудь особенно запомнилось?
Уч.: Да в принципе ничего особенного.

(Продолжение беседы)

П.: А что помогло вашей команде так успешно пройти дистанцию?
Уч.: Ну, нам хотелось обогнать 8 «Б», у них в команде самые крутые.
П.: А как ты думаешь, у вас получилось?
Уч.: Да у них, когда гранаты кидали, только двое попало!..

Второй уровень: поддержание контакта.

На этом уровне может быть собрана фактическая информация, при этом педагог наблюдает за проявлениями эмоциональных реакций, сигнализирующих о готовности перейти на более глубокий уровень. Это внимание и готовность важны при сборе данных по вопросам, которые, скорее всего будут иметь психотерапевтическое значение.

Как правило, такой разговор между людьми бывает недолгим, импровизированным и сосредоточенным на непосредственном деле или просто на обмене приветствиями. Хотя, по сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, самораскрытия тоже очень немного. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено. В терапевтической работе разговор на втором уровне является в основном переходным – между формальным и стандартным общением.

Третий уровень: стандартные беседы.

«Стандартное» – это слово, которое означает обычное или ожидаемое. Психотерапевтическое общение в своей наиболее эффективной части мало зависит от стандартных действий, но тем не менее они все же важны.

Стандартные беседы представляют собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражении внутренних переживаний. Такой разговор предлагает искреннюю, но ограниченную личностную включенность, в нем могут встречаться повторения ( но не ритуальные), и, как правило, такие беседы не содержат конфликта.

Из разговора при встрече педогога и ребенка на вокзале перед электричкой СПб-Лемболово:

П.:Ну как,сегодня мама без проблем отпустила?
Р.:Ну, после того, как ты с ней поговорил,
она вроде успокоилась,только…[пауза]
П.:Что «только»?
Р.:Ну понимаешь, она все равно боится,
что я замерзну, останусь голодным и т.д.
П.(отходя к другому подошедшему ребенку):
-Ничего, когда ты приедешь румяным,уставшим и довольным, ей будет легче…

[пока расходятся].

Собирая фактические сведения, психотерапевт улавливает признаки более глубоких чувств и конфликтов, хотя внимание в это время может и не быть непосредственно направлено на эти признаки. Когда они начинают прослеживаться, появляется вероятность того, что работа перейдет на четвертый уровень.

Четвертый уровень: критические обстоятельства.

«Если результатом психотерапии должны стать серьезные личностные изменения, большая часть работы должна быть проделана на уровне критических обстоятельств», - утверждает Дж.Бьюдженталь. Только тогда подросток действительно открывает себя воздействию этого вида взаимоотношений, когда он пытается выразить свои внутренние переживания. И только когда педагог искренне отвечает подростку на том же уровне глубины, когда эти необходимые условия совпадают - только тогда есть основания ожидать устойчивых изменений и роста.

Вариант беседы, приведенной выше

(продолжение)

П.: А ты не пробовал ей [маме] сам разъяснить, что наша цель не только в том, чтобы ты был сыт и тебе было весело на этих выходных?
Р.:Она не понимает…(пауза)
П.: Она не понимает или ты плохо объясняешь?
[сужение рамок,движение к глубине]
Р.:Наверно… Когда она спрашивает,чем мы занимаемся на выездах, у меня не получается сказать про что-нибудь кроме ориентировния, зарядки, обеда и занятия…
П.:А занятие,наверно, тяжелее всего объяснить?[параллель]
Р.:Ну я сказал, что мы сначала показывали типа сценки [одно из заданий], слушали музыку, рассказ про микробов [А.Аверченко, «Как дожитьдо 200 лет») ] и еще что-то…
П.: Смотри. Если тебе на самом деле интересно, ты лучше сможешь рассказать …[итог]А тебе интересно?
Р.: Слушать?.. Ну только когда спать не хочется…
П.:Понятно.А вообще тебе интересно заниматься?...

[переход к насущному ]

«Критический» означает «имеющий решающее значение». Слово кризис здесь обозначает поворотную точку, момент в последовательности событий, который как-либо повлияет на будущие события. Взаимоотношения, которые какое-то время проходят на уровне критических обстоятельств, в результате произведут подлинные изменения в мыслях, чувствах или действиях одного или обоих участников. Если педагог тоже на этом уровне (весьма желательное положение), он также будет переживать некоторое воздействие, и влияние на клиента будет даже сильнее.

Типичными для четвертого уровня являются сильные актуальные эмоции, а не только воспоминания о них. В целом человек, работающий на этом уровне, захвачен экспрессивной составляющей присутствия.

Такое взаимодействие – это узловой момент в общении, когда один из собеседников или оба сразу весьма вероятно сталкиваются с некоторыми различиями во взглядах, отношениях или эмоциях.

Уровень пятый: интимность

Характерная особенность уровня: когда два человека вступают в отношения на интимном уровне, то общение между ними характеризуется максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Это значит, что человек настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что совсем или почти совсем перестает заботиться о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать и сделать педагог. Параллельно педагог в полной мере воспринимает то, что выражает подросток. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным восприятием или телепатией.

 

Другая пара.(Педагог и ребенок). Они сидят напротив друг друга в электричке, оба наклонены друг к другу и предельно внимательны.

Р.: А почему меня Игорь не взял в команду? [на городские соревнования]
П.:Скорее всего что-то в тебе не устраивало ни Игоря [тренера], ни саму команду…
Р.:А что именно?
П.:Ты спрашиваешь у меня?Тебе так легче, чем поговорить с самим Игорем…
Р.:[капризно] Ну да! Я слышала,как он сказал [И.}, что я плохая…[собирается разразиться обиженной тирадой]
П.:[успокаивающе ] Подожди секунду. «Плохая» - это слово он редко говорит. Может быть,как-то по-другому?
Р.: Нет, плохая..!
П.: Хорошо,а что значит «плохая»?
Р.:Ну…это…[пауза, Р. отворачивается]
П.:[выдержав паузу] Как ты думаешь, окружающим тебя людям все в тебе нравится?
Р.:[опять после паузы] А что тебе во мне не нравится?
П.:Тебе важно именно то,что мне тяжело в тебе принять?
Р.: [не отрываясь, смотря в глаза П.] Да.
П.: [мягко]Мне тяжело,когда у тебя не получается учитывать состояние других людей вокруг тебя.Это значит,что когда ты озабочена только своими реакциями и не замечаешь других, им от этого тяжело.
Р.:[после паузы] Приведи пример, а то мне сложно.
П:
Например,когда?...

<…>

Взаимность интимности – это одна из наиболее значимых ее черт. Тогда как подросток открыт и выразителен в чувствах, мыслях и внутренних процессах, педагог в меньшей степени склонен быть вербально свободным. Вместо этого , стремясь быть максимально восприимчивым, педагог одновременно позволяет своей человеческой отзывчивости попасть под влияние переживаний подростка и часто допускает, чтобы подросток заметил это.

Как результат этих моментов интимности появляется возможность конфронтации с паттернами, формировавшимся в течение всей жизни, появляется надежда на преобразования способа быть живым. Это не просто слова. В моменты подлинной интимности субъективное бытие подростка интенсивно включается в процесс внутреннего осознания, которое приводит к стойким результатам.

В интимности разделяются глубокие и непосредственные переживания. Моменты интимности приходят, но они неминуемо заканчиваются. Если работа идет успешно, за ними последуют другие – до тех пор, пока подросток не внесет вновь приобретенные знания в свою жизнь.

В заключение скажем еще раз о том, что немаловажным в работе педагога мы считаем то, насколько он сам способен позволять себе учиться у ребенка, насколько он присутствует в момент общения, насколько он прозрачен в выражении своих чувств и открыт для восприятия сигналов другого (вербальных и невербальных), а также его способность видеть «положение» - точку развития – ребенка, способность к прогнозу и возможность коррекции… Нужно отметить и базовое отношение терапевта к окружающим – как к Личностям ,которые обладают ресурсами для саморазвития и нуждаются в помощи в поисках себя.

Вернуться к статьям

Hosted by uCoz