Музыка в туризме

(как средство регулирования атмосферы в группе, создания внутреннего настроя и т. п.)

Музыка в туризме – ваши ассоциации? Хриплый бард, бренчащий на гитаре об ушедшей молодости? Пора забыть об этом! По-другому и можно, и нужно!

Музыка является составной частью работы по программе экспериментальной площадки, вернее, постоянно ее сопровождает. Есть красивая легенда о том, что у каждого в душе звучит своя, внутренняя музыка, надо только прислушаться к себе, чтобы ее расслышать. Именно этому мы и учим ребят на занятиях и в жизни.

Вся наша жизнь сопровождается музыкой. Она позволяет нам осуществлять, в первую очередь, тонкую настройку, приближаться к высшим планам бытия, понимать какие-то сложные и образные вещи. Музыка, как и художественные произведения, помогает пробивать барьеры восприятия, смягчает защитные механизмы, создает ту нить, по которой в сознание может просочиться значимая информация об устройстве мира. Поэтому роль музыки в занятиях по программе экспериментальной площадки очень велика. Она используется в начале занятий для настройки на работу, на восприятие, отличающееся от обычного, т.е. более внимательное к тонким «мелочам», расширенное, позволяющее увидеть цельную картину происходящего. Смысловая музыка приближает слушателей к теме занятия, раскрывает ее с другой, неожиданной стороны. В конце занятия она подытоживает услышанное, позволяя завершить полотно.

Часто на занятии и в повседневной жизни используется т.н. фоновая музыка, оттеняющая происходящее, позволяющая тем не менее отрешиться от насущных проблем, взглянуть вокруг по-другому, заметить незамеченное прежде. Такая музыка просто незаменима в туристском быте, т.е. в походе. Она звучит там постоянно – и утром, на разминке, и во время сбора лагеря, и на ходу, и на привалах, и на перекусах, и вечером, и даже на сон грядущий.

Умение определить, какую именно музыку надо поставить в тот или иной момент – одно из важнейших навыков педагога-инструктора. Для подбора музыки к походу педагоги и помогающие им младшие инструкторы объединяются в небольшие группочки по темам – для зарядки, для хода и т.п. С утра обычно используется ритмическая музыка, помогающая проснуться и зарядиться энергией на весь предстоящий день. Группа села завтракать – тут уже нужна абсолютно другая музыка. Она позволяет отвлечься от процесса поглощения пищи, заметить товарища, окружающую природу, скорректировать свое состояние (особенно в трудных походах), настроиться на предстоящую работу. Музыка для хода – ритмично-смысловая, опять-таки отвлекающая от довольно монотонного процесса ходьбы (езды на лыжах, гребли), когда напрягаются только мышцы тела, а мыслительный аппарат почти не задействован – тогда и приходит на помощь музыка. Она помогает осознать свое место в мире, действительно дает другое видение.

Кроме этого, правильно подобранная и вовремя поставленная в магнитофон музыка помогает регулировать групповую атмосферу. Она может разрядить обстановку, создать юмористический или, наоборот, серьезный настрой, может подчеркнуть происходящее – групповые процессы, сделать их открытыми для всех. Это помогает как-то скорректировать их и достичь наилучших результатов в установлении в коллективе теплой, психологически безопасной обстановки, наиболее благоприятной для личностного роста ребят и педагогов.

Музыка – это наше эмоциональное, интеллектуальное и даже физическое подспорье.

Немало известно в науке о целебной роли музыки. Некоторыми специалистами она используется даже при лечении серьезнейших заболеваний. Существует и название – музыкотерапия. В какой-то мере этим пользуемся и мы. В походах и в городе нами создается комплекс условий, благоприятствующий оздоровлению и развитию личности. Физическая нагрузка (которая, как уже было замечено, легче и веселей переносится с музыкой), радостное, безопасное, информативное общение, интеллектуальная разминка вкупе со значимым знанием, позволяющим уменьшить информационное голодание мозга и хоть как-то начать разбираться в жизни – все это возвращает занимающемуся физическое и психическое здоровье, подорванное современной городской обстановкой, ни в коей мере не способствующей появлению здоровой и полноценно развитой личности. Но это было бы невозможно без музыки. Она воздействует наравне с природой, тренировкой, эмоциональной обстановкой в группе и информацией. И именно она является связующей нитью всех условий оживления человека. Музыка возвращает его к самому себе, позволяет услышать голос своей внутренней личности и то, резонирует ли он с обстановкой и с этим звуковым фоном. И, если да, то его светлое и радостное состояние усиливается соответствующей музыкой, а если нет, то она помогает ему подстроиться. И в таком состоянии быстрее возвращается здоровье и положительный эмоциональный жизненный настрой.

Способность воспринимать, тонко чувствовать и оценивать музыку является определенной положительной характеристикой человека. Занимающиеся по программе экспериментальной площадки приобретают и развивают эту способность. Слушая в походе красивую музыку, резонирующую с основными высшими системами человека, дети просят записать понравившихся исполнителей и группы, чтобы продолжать слушать их и вне занятий в городе.

Становясь тонкими ценителями хорошей музыки и приучаясь воспринимать ее всем своим существом, люди начинают также ценить и воспринимать другого человека. Появляется способность чувствовать тонкие душевные движения себя и других, улавливать их и расшифровывать. Возрастает душевная чуткость. Человек, распознающий сигналы от себя, других и мира, никогда не сделает другому больно, не обидит его. Он будет чутко считывать обстановку вокруг и поступать соответственно ей. Именно этому и учатся и к этому стремятся занимающиеся по программе экспериментальной площадки. Но это было бы невозможно без музыки.

Развивая с помощью музыки свое восприятие, учащиеся помогают себе в усвоении сложного знания о жизни и человеческой природе. Иногда бывает, что не только уловить все поступающие сигналы из мира, но и найти им место в своей картине мира бывает очень трудно. И тут на помощь снова приходит музыка. Она не только настраивает мыслительный аппарат, но может дать и ключ к происходящему.

Занятия по программе ЭП что в походе, что в городе, строятся по принципу «как в жизни», где всегда бывает множество разнообразных сигналов, которые обрушиваются на неподготовленное сознание подобно лавине и погребают человека под собой. Бессильный в чем-либо разобраться, человек ищет выход в забытьи с помощью телевизора, компьютерных игр, алкоголя, курения и иных наркотиков. У нас же занимающиеся учатся противостоять подобным ситуациям, разбираться и справляться с ними. Соответственно, на занятиях такие ситуации моделируются тем, что просматривается, прослушивается и прочитывается большое количество разноплановых информационных отрывков, которые затем учащиеся пытаются проранжировать и собрать в единую картину. И в этом им помогает музыка.

Понимание музыки учит и способности воспринимать и понимать искусство. Оно в общем занимает большое место в нашей жизни и в программе ЭП. Многие важные вещи о жизни можно понять только с помощью искусства. На занятиях по программе ЭП широко используются достижения искусства – художественные произведения, фильмы и, конечно же, музыка. С ее помощью у занимающегося развивается художественное чутье, позволяющее отделять «зерна от плевел», т.е. отличать плохое от хорошего, увидеть суть творения, его подтекст и почувствовать веющий от него «сквознячок инобытия».

Музыка – одно из средств развития творческих качеств человека. Как уже говорилось, музыка раскрепощает сознание, настраивает его на работу. Она расширяет горизонты восприятия, дает другое видение, позволяет заглянуть вовнутрь себя, увидеть свою внутреннюю личность и понять ее. Все эти характеристики предшествуют творчеству.

Наверно, многие замечают, что после хороших концертов или просто прослушивания хорошей и любимой музыки появляется какое-то особое, возвышенное состояние. Но у обычных людей оно проходит очень быстро. Занимающиеся по программе ЭП учатся фиксировать, использовать и даже вызывать подобные – творческие – состояния. Их возникновению, помимо всего прочего, способствует и музыка.

Итак, как было показано, музыка оказывает комплексное влияние на человека. Она помогает его развитию по всем направлениям программы ЭП. Она очень важна как для индивидуального личностного роста, так и для групповой динамики. Использование музыки рекомендуется для разновозрастных туристских и тренинговых групп.

Вернуться к статьям

Hosted by uCoz